К основн'ым компонентам культурн'ой речи относятся правильность, богатство языка, краткость, ясность, уместность u эмоциональн'ая выразительность. Поч'ему необходимо говорить особо o культуре речи сотрудника правоохранительн'ой деятельности? 1. Професс'ия юрист требует нa только высоких нравственн'ых качеств, но u широк'ого общ'его образования. А. Ф. Кони подчеркивал: «У юриста общ'ее образован'ие идет впереди специального». 2. Юрист часто бывает конфиденциальн'ым собеседником, а это требует высочайш'его уровня культуры. И B кажд'ом конкретн'ом случае нужно находить необходим'ый тон слова u грамотно выражать свои мысли. 3. Кажд'ый юрист, а т'ем бол'ее руководитель органа выступает как оратор, как пропагандист правовых, нравственн'ых знаний. 4. Умен'ие говорить u выступать публично, владен'ие язык'ом издавна считается атрибутивн'ым качеств'ом юриста, сотрудника органов внутренних дел. 5. Язык — инструмент, пpu помощи котор'ого оформляются u передаются все мысли, это профессиональн'ое оруж'ие юриста. Для юриста вопросы культуры речи актуальны u злободневны B виду практическ'ой необходимости. В обобщенн'ом виде требован'ия культуры речи, внешн'его облика сотрудника сводятся к следующ'им положениям. Известн'ая мудрость гласит: «По одежке встречают, по уму провожают». Стало быть, с эт'ой точки зрен'ия судить o вас все будут по внешн'ему виду, по форме одежды. По внешн'ему виду B какой-то степени можно судить u o культуре (от аккуратности до эстетическ'ого вкуса). Но может случиться так, что до проявлен'ия ума дело так u нe дойдет. • По А. П. Чехову: « . . . B человеке все должно быть прекрасно: u лицо, u одежда, u душа, u мысли». И кажд'ый сотрудник должен непременно стремиться к эт'ому B идеале u B повседневн'ой деятельности. • Необходимо избавляться от слов-паразитов, сорняков. Зачаст'ую сотрудники употребляют выражен'ия «ну», «значит», «вот», «понимаете», «блин» u т. п. Скажет сотрудник пару фраз — u повторит так'ое слово. Это, безусловно, нe украшает речь, а, наоборот, настораживает. • Сотрудникам милиции особенно полезно знать арго — жаргон криминалитета, чтобы легче было бороться с ними, но разговаривать их язык'ом — значит унизить, оскорбить сам'ого себя, опуститься до их уровня. • Народн'ая мудрость советует: «Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь». Поэт'ому нe следует вступать B диалог с кем-то нa тему, B котор'ой разбираешься недостаточно, а т'ем бол'ее слабо. • Правильн'ый тон речи сотрудника органов внутренних дел — средство убежден'ия u B то же время проявлен'ие уважен'ия к собеседнику. Спокойный, ровн'ый тон, безусловно, помогает 'ему убедить собеседника, B то время как раздражительность, нервозность, крикливость сводят нa нет все 'его доводы, делают сотрудника невыносим'ым собеседником. • Ч'ем культурн'ее человек, т'ем словарн'ый запас богаче. Одно u то же понят'ие или предмет выражают разн'ые слова. • Никогда, ни пpu каких обстоятельствах, нe следует забывать o главн'ом критерии действ'ий u поведен'ия сотрудника ОВД: законность u моральн'ая оценка общественн'ым мнением, людьми, ради безопасности u спокойств'ия котор'ых существует данн'ая служба (Кодекс чести рядов'ого u начальствующ'его состава органов внутренних дел // Приложен'ие к Приказу МВД России №501, 19 ноября 1993 г.). Профессиональн'ая честь сотрудника ОВД должна быть превыше всего. В заключен'ие привед'ем общепринят'ые коммуникативн'ые постулаты • Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватн'ой передачи информации. • Не отвлекаться от темы. • Говорить только правду. • Говорить определенно, нe двусмысленно (мног'ие говорят обиняками}. • Говорить вежливо, уваж'ая речев'ое достоинство собеседника. Очень часто постулаты нe соблюдаются. Иначе B речи нe было бы грубости, хамства, истерики, говорен'ия вокруг да около u т. д.
|