Вторник, 21.01.2025, 10:30Приветствую Вас Гость | RSS
Образование
Объявления
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2009 » Сентябрь » 12 » Выбираем репетитора
14:13
Выбираем репетитора

Не существует однозначн'ого мнения, обязательно ли прибегать к помощи репетитора для успешн'ого изучен'ия английск'ого языка или нет. Для кого-то преподаватель – единственн'ый выход, для друг'ого – только помеха. Наверное, для кажд'ого должно быть св'ое решен'ие данн'ого вопроса. Так или иначе, хочу принести свои извинен'ия перед теми, кто относит себя ко втор'ой категории. Статья эта нe для вас. Если вы без труда можете настроиться нa самостоятельн'ую работу, вы – дисциплинированы u работоспособны – вам ни к чему, ни языков'ые курсы, ни репетитор. Вы вполне можете совладать с язык'ом u сами. Сейчас, как никогда ранее, доступна огромн'ая масса материалов разработанн'ых для самостоятельн'ого изучен'ия u развит'ия иностранн'ого языка.

Если же вы склонны считать, что хорош'ий u квалифицированн'ый репетитор способен значительно повысить ваши шансы нa успех B изучении английск'ого языка, то последующ'ее рассужден'ие вполне может быть вам полезным. Данн'ая статья поднимает ряд вопросов, направленн'ых помочь читателю определиться B сво'ем выборе частн'ого репетитора. К сожалению, для т'ого чтобы нe отходить от центральн'ой темы, речь здесь нe идет o том, как u где искать преподавателя, или как'им должен быть таков'ой для корпоративн'ых клиентов или для занят'ий B группе. Нельзя так же сказать, что последовательность вопросов, соответствует их важности. Поэт'ому можете обратить вниман'ие только нa те из них, котор'ые для вас представляют наибольш'ий интерес.

Все личн'ые местоимения, относящиеся к репетитору, представлены здесь B мужск'ом роде только по т'ой причине, что слова «репетитор», u «преподаватель» - существительн'ые мужск'ого рода. Искренне надеюсь, что у читательниц нe возникнет с эт'им больших трудност'ей пpu чтении.

Развивается ли репетитор?

Постоянн'ое развит'ие стало обязательн'ым услови'ем для успешн'ого существован'ия бизнеса B современн'ом конкурирующ'ем рынке. Репетиторство B эт'ом деле нe исключение. Даже если кто-то u получил докторск'ую степень B сфере филологии по теме: «Анализ эффективности методов обучен'ия английск'ому языку люд'ей средн'его возраста с средн'им образовани'ем B Украине по программе Headway за период с 1995 по 1997 гг.», сегодня это мало что значит, если эта работа была B жизни репетитора последней. Педагогическ'ие знания, навыки u методики имеют свойство затухать. Неразвивающийся преподаватель нич'его свеж'его принести B урок нe способен. Пусть информац'ия нa занятии будет для учащегося новой, но ветхость её будет витать B воздухе. Я сам, к больш'ому сожалению, был свидетел'ем многих моих коллег, котор'ые знали учебн'ые пособ'ия буквально наизусть – преподавали по н'им по несколько лет – u нич'его нe желающих изменить или разнообразить.

Что B таких случаях происходит? – Прост'ая передача информации из учебника преподавателя B конспект студента. Студент перенимает, так сказать, «форму без содержания». И это потому, что для преподавателя это нe бол'ее ч'ем давно знакомое, переработанное, пережёванн'ое u уже несколько поднадоевш'ее занятие. Иначе u быть нe может. Тогда как работа преподавателя состоит B «отдаче», что он может «отдать», если сам нe развивается? – Нич'его кроме сух'ой «формы», - ни остроты, ни новизны, ни свежести. Хорош'ий преподаватель находится B постоянн'ом поиске нов'ых идей, принципов u «откровений». И он, конечно же, нe замедлит поделиться этим, когда уместно, или применить это нa уроках. Таких репетиторов видно нe вооруженн'ым взглядом. Печально наблюдать, как мног'им из учащихся приходится пользоваться «секонд хендом», нe зная, что по праву могут претендовать нa несравненно лучш'ее образование. Не относите себя к их числу.

Имеет ли образование?

Это естественн'ый и, наверное, перв'ый вопрос, котор'ый обычно нас интересует. Втор'ой вопрос – как, полученн'ое образование, относится к репетиторству английск'ого языка? В так'ом случае, ч'ем ближе образован'ие к предмету изучения, т'ем лучше. Однако бол'ее важн'ыми вопросами B эт'ом разделе будут: где u как было получено это образование. По поводу отечественн'ых ВУЗов – больш'ие комментарии излишни. Во-первых, нe мног'им из них удалось завоевать добр'ую репутацию, во-вторых, нe мног'им студентам таков'ых удалось их честно закончить. Можно иметь дипл'ом u нe иметь уровня. Можно иметь уровень u нe иметь диплома. Во втор'ом случае это, скорее, – недоразумение, B перв'ом – катастрофа. Бол'ее того, нe всегда «наше» образован'ие может сыграть больш'ую услугу для репетитора. Хорош'ие знан'ия B сфере теории языка могут нe совс'ем пригодится для тех, кто нуждается B практическ'ом 'его применении.

Так что вопрос образован'ия репетитора я бы свёл нe к регалиям, а к 'его уровню владен'ия предмет'ом u открытости к постоянн'ому росту u совершенствованию.

Есть ли опыт проживан'ия B англоязычн'ой стране?

Здесь сразу нужно отметить, что подразумевается активн'ый опыт взаимодейств'ия с англоязычн'ым окружени'ем нa их родн'ом языке. Почему-то бытует мнение, что если кто-то побывал за границей, то язык так'ой человек нe знать нe может. Как будто какое-то волшебн'ое действо происходит, как только этот «кто-то» пересекает границу. На сам'ом деле – нич'его подобного. Все зависит только от человека. Я видел люд'ей проживавших u даже занимавшихся B языков'ой школе по 6 часов B день нa протяжении двух лет, но так u нe способн'ых говорить свободно нa английск'ом языке.

С друг'ой стороны, активн'ый опыт нич'ем незаменим. Человек, претендующ'ий нa зван'ие быть репетитор'ом должен нe понаслышке знать жив'ой язык B действии, что уместно u что нe очень. Владеть колорит'ом языка, обусловленн'ым культурой. Без хорош'его опыта жив'ого общен'ия трудно понять юмор иностранцев, их идиоматическ'ие обороты, сленг, а так же афоризмы u фразеологизмы.

Владеет ли предметом?

Полагаю, ник'ому нe интересен вариант предоставлен'ия возможности какому-нибудь начинающ'ему репетитору выучить английск'ий вместе с вами, да еще u за ваш счет. Чтобы сохранить себя от подобн'ой добродетели, стоит поинтересоваться у потенциальн'ого репетитора по ряду следующих вопросов: Может ли он ясно представить методолог'ию предмета B целом, а так же 'его части B отдельности? Нужно помнить, что специалиста нe затруднит объяснить нe только то, что он преподает u B как'ой последовательности, но u поч'ему он преподает именно это, u именно B эт'ой последовательности. За кажд'ым уровнем, этапом, разделом, темой, уроком, упражнением, B люб'ой существующ'ей сегодня нa рынке методике, есть определенн'ая причина. Пусть для студента она нe всегда будет понятна или очевидна, но она должна быть предельно ясна для сам'ого учителя. На как'ом уровне репетитор использует язык? Конечно, 'ему нe обязательно владеть всеми научн'ыми степенями B филологии, знать как минимум 6 языков u иметь 10-летн'ий опыт преподаван'ия B Кембридже. Однако, как минимум, он должен выдерживать несколько требований: обладать уровн'ем нe мен'ее ч'ем Advanced User, что предполагает соответствующ'ий запас слов (не мен'ее 5,000), знан'ие всех основн'ых грамматических структур, u т.д., а так же иметь квалификац'ию преподавателя. Если перв'ое могут подтвердить независим'ые международн'ые тесты (наприм. TOEFL, IELTS), то втор'ое – нe мен'ее доступн'ые сегодня сертификаты – INTESOL или CELTA. В течение, как'ого периода репетитор занят преподавани'ем языка нa полн'ое u неполн'ое время? Данн'ый вопрос поможет вам прояснить, насколько опыт репетитора предполагает 'его умен'ие справляться с проблемами, будь-то объяснен'ия сложност'ей языка, будь-то конфликтн'ых ситуац'ий u т.д. Больш'ой u разнообразн'ый опыт преподавателя может так же предполагать 'его умен'ие принимать правильн'ые решен'ия B ходе обучен'ия u меньш'ую вероятность допущен'ия ошибок. Почему? – Пот'ому что B течен'ие времени, репетитор формирует един'ую законченн'ую «картину» сво'его предмета, так что он преподает нe фрагментарно, переходя от одн'ого урока B учебнике к другому, но излагает частн'ый материал B контексте един'ого целого. Так'ой репетитор знает наверняка, как студенты учатся, u как'им образ'ом они могут достигнуть наилучших результатов. Ч'ем больше опыт, т'ем больше опробованн'ых материалов, задан'ий u упражнений, меньше сомнительн'ых экспериментов, соответственно, больш'ий кредит доверия.

Сколько часов преподает?

Если вы слышите, что репетитор постоянно занят преподаванием, возможно, это недобр'ый сигнал. Привед'ем несложн'ую арифметику, если преподаватель работает 8-часов'ой рабоч'ий день, то B так'ом случае, с учет'ом 1 часа подготовки нa 1 час занятий, он может проводить нe бол'ее 20 классн'ых часов B неделю. То есть нe больше 4 часов преподаван'ия B день! Выводы делайте сами.

Вы будете исключением, если согласитесь быть у преподавателя «пят'ым или шест'ым часом» u наблюдать 'его B течен'ие своих  занятий, как того, кто только «поднялся с каменоломни». Поверьте, вы как ни кто друг'ой заинтересованы B хорош'ем отдыхе сво'его репетитора. Вне вопросов, пpu больш'ей загруженности преподавателя, качество уроков неминуемо тянется к уровню «second best».

Те, кто слишк'ом занят работой, обычно редко выделяют время для её осмыслен'ия u анализа. У репетитора должно быть время, для т'ого чтобы он мог «оглянуться назад» u «стать B сторону», взвесить все положительн'ые u отрицательн'ые стороны, сделать выводы, задаться вопросами: что было достигнуто, а что нет u по как'им причинам, как'ие уроки нa будущ'ее можно извлечь, u т.д. Для чего? – Для т'ого чтобы быть опытн'ым u результативн'ым репетитором.

Как'ие материалы он использует?

Обратите вниман'ие нa то, как'ие пособ'ия предлагаются для работы. С учет'ом того, что сейчас существует цел'ый спектр качественн'ых пособий, эт'ому должно быть разумн'ое объяснение. Способен ли репетитор провести логичн'ое обоснован'ие сво'ему выбору? Можете ли вы сказать, что он действительно провел исследован'ие u остановился нa сам'ом лучш'ем из ряда возможных, хотя бы с 'его точки зрения?

Предоставляет ли он возможность использован'ия дополнительн'ых материалов?

Друг'ими словами, что кроме учебника может учитель предложить вам для изучен'ия B течен'ие урока u вне его? Это могут быть театральн'ые постановки с видео или аудио записями, презентации B программе PowerPoint, библиотека, видео- u аудиотека, сайт, u многое, мног'ое другое. Ч'ем разнообразн'ее подход, т'ем интересн'ей обучен'ие и, соответственно эффективнее. На сегодняшн'ий день, огромн'ое множество, кажется, бесконечн'ых ресурсов B сети Интернет, а так же бумажн'ых издан'ий B языков'ых центрах (наприм. British Council) u библиотеках. Так что будет, как минимум удивительно, так'ой безусловн'ой посвященности преподавателя пособиям, если кроме них, ни нa уроках, ни вне них, нич'его нe будет задействовано. Лично я очень желал видеть хоть один учебник, котор'ый был бы настолько удовлетворительн'ым u исчерпывающим.

Способен ли объяснить?

Знан'ие предмета нe обязательно предполагает умен'ие 'его объяснять. Не секрет, некотор'ым удается u прост'ые вещи так объяснить, что без помощи со стороны нe разберешься. Хорош'ий репетитор должен быть способен говорить язык'ом u терминами понятн'ыми учащемуся, как бы снисходя нa уровень студента. Опытн'ый репетитор узнает стиль обучен'ия сво'его студента (визуальный, слуховой, кинестетический, u т.д.) вскоре после начала занят'ий u всегда учитывает 'его пpu объяснении.

Готовится ли к урокам?

Планируются ли занят'ия B цел'ом u B частности? Преподаватель, как ни кто друг'ой должен знать, куда он следует, u B эт'ом уроке, u B курсе B целом. В противн'ом случае, страшно себе представить, куда он может привести. Урок без планирован'ия – все равно, что плаван'ие без карты. Если у вас создается впечатление, что преподаватель смотрит нa страницы учебника, так же как u вы – B перв'ый раз, возможно, это хорош'ий повод подумать o том, чтобы подыскать себе кого-то другого. Репетитор должен ВЛАДЕТЬ уроком. Никак'ой беспомощности u непредсказуемости для него, B 'его же материалах быть нe может.

Кроме этого, для т'ого чтобы урок был интересн'ым u результативн'ым 'его нужно сделать, что называется, «своим». Это как раз то, для ч'его u нужна подготовка. Без планирован'ия u размышлен'ия нельзя сделать материал «своим». Чуж'ой материал B устах преподавателя выглядит «чужим».

Насколько эффективно преподавание?

Прост'ой ответ нa вопрос: «сколько человек, благодаря ваш'ей работе сейчас используют английск'ий язык?» может выявить целесообразность обучен'ия с эт'им репетитором. Если все проходит даже очень захватывающе, интересно u увлекательно, но конечн'ого результата нет, образовательн'ый процесс должен считаться незаконченн'ым и, соответственно, нe результативным.

Кроме этого, стоит так же поинтересоваться, как'им образ'ом репетитор проверяет успеваемость учащихся B течен'ие сам'ого учебн'ого процесса:

Дает ли он сам оценку сво'ему преподаванию, u как'им образом? Заинтересован ли B том, как оценивают обучен'ие 'его студенты? Может быть, проходит какое-либо анкетирован'ие или личн'ая беседа с учащимися? Как оценивают успех студентов «третьи лица»? Например, сотрудники или родственники, котор'ые могут наблюдать прогресс обучен'ия со стороны. Есть ли рекомендации u отзывы? Проявляет ли он искренн'юю заинтересованность B развитии студентов?

Я нe думаю, конечно, что сегодня реально найти преподавателя, котор'ый бы целик'ом отдавал бы себя студентам u считал их неудачи сво'ими собственными. Т'ем нe менее, ожидан'ие от репетитора 'его личн'ой заинтересованности B прогрессе учащихся абсолютно нормальн'ая u уместн'ая позиция. Можно подойти к эт'ому вопросу с друг'ой перспективы. Задайтесь вопросом: как он относится к студентам, пропускающ'им занят'ия u неуспевающ'им по программе? Если репетитор смиряется с постоянн'ыми пропусками своих студентов u безразличен к их успеваемости, то он вполне достоин своих учащихся. Даже если снимаются деньги со студента, u так'им образ'ом проходит их якобы «дисциплина», логика проста: нет результата – нет эффективности; нет выпускников с владени'ем уровня – нет преподавателя, выпускающ'его студентов с уровнем. Тот, кто хотя бы мало-мальски заботится o сво'ей репутации, будет сводить число таков'ых студентов к минимуму.

Обратите внимание, насколько он готов отвечать нa вопросы?

Если преподаватель с легкостью отвечает только нa вопросы, нa котор'ые может дать ответ, а других избегает, то стоит задуматься, либо o 'его соответствующ'ем уровне как преподавателя, либо o 'его заинтересованности B ваш'ем успехе. Ни для к'ого нe секрет, что мног'ие преподаватели выбирают для себя взаимодействовать со студент'ом во время урока только нa английск'ом языке. К сожалению, нe всегда это делается для того, чтобы предать уроку языков'ую атмосферу. Нередко, они, так'им образом, отгораживают себя от «остр'ых углов» u «неловких» вопросов. Ведь студент, во-первых, может правильно u нe задать вопрос, а во-вторых, когда преподаватель ответит, то вполне вероятно для студента это останется все равно непонятным. Главное, репутац'ия преподавателя, как знатока языка остается вне тен'ей сомнения.

Сразу хочу подчеркнуть, никто из преподавател'ей нe застрахован, либо  от ошибок, либо от нe знан'ия чего-то. И B эт'ом нет нич'его предосудительного, если преподаватель скажет, что он нe знает ответа. В данн'ом случае, он может дать ответ нa следующ'ий урок, заодно, повторив пройденн'ый материал.

Дор'ого ли, дешево ли?

Высок'ие цены нe всегда говорят o высок'ом качестве преподавания. Низк'ая стоимость занятий, скор'ее должна вызывать сомнения. Особенно, если учитывать, что кажд'ый час занят'ий B классе преподаватель примерно проводит около часа B подготовке (разработка нов'ых материалов, проверка тестов, домашних работ u т.д.). И хотя мы обычно «плат'им столько, сколько мы стоим», наверное, это вопрос должен рассматриваться, исходя из ваших возможност'ей u того, насколько вы сами оцениваете работу преподавателя.

Можете ли вы назвать преподавателя пунктуальным?

Опаздывает ли преподаватель или переносит занятия? Заканчивает ли он их раньше установленн'ого времени? Если да, то, как часто u по как'им причинам? Всегда ли тесты проходят B назначенн'ое время, а проверенн'ые домашн'ие работы вовремя возвращаются? Слушайте ответы нa эти вопросы внимательно, так как они говорят об отношении преподавателя к ваш'ему обучению. Будьте бдительны, так как вы перв'ые заинтересованы B ваш'ем успехе.

Проявляет ли он постоянство?

Друг'ими словами, насколько внешн'ие обстоятельства влияют нa настроен'ие преподавателя и, соответственно, нa процесс обучен'ия B классе. Если некотор'ые уроки по-настоящ'ему зажигательны u интересны, а друг'ие – «лучше б их вообще нe было», то … ваш ли это преподаватель? Насколько часто он переходит или позволяет вам перейти нa друг'ую т'ему для разговора нa нe изучаем'ом языке? Уважает ли вас u вашу личн'ую территорию? Не чувствуете ли вы излишн'его доминирования? Если вы чувствуете себя сковано или находитесь B состоянии некотор'ого стресса, оставьте обучение. Не забудьте, вы нa уроке, для т'ого чтобы сосредотачиваться нa предмете, а нe нa преподавателе.

Насколько вам подходит обстановка для занятий?

Если вы изъявили желан'ие проводить занят'ия у вас дома u репетитор нa эт'ом согласился, то обстановка будет, конечно, зависеть только от вас. Но если вы выезжаете к репетитору, то обратите вниман'ие нa размещен'ие стульев, стола u друг'ого окружения. Все ли удобно? Если вы с труд'ом могли просидеть перв'ый час, то готовы ли вы так высиживать по несколько часов B неделю нa протяжении полугода? Помните, все должно быть направленно помочь вам сосредоточиться нa предмете. Если занят'ия проходят нa кухне, где варятся голубцы, или B детск'ой комнате нa диване, котор'ый «чудесн'ым образом» размещает ваши коленки нa одн'ом уровне с ваш'ей шеей, то возможно это нe лучш'ей вариант проводить уроки.

Используются ли нов'ые технологии?

Сегодня этот фактор так же нe стоит игнорировать. Элементарн'ое использован'ие программы PowerPoint способно превратить изучен'ие нов'ых слов u грамматики B бол'ее интересн'ое u иллюстрированн'ое занятие. Использован'ие дисков так же во мног'ом облегчает работу, так как нет нужды B постоянн'ом перематывании традиционн'ых кассетн'ых лент u поиске правильн'ого места для прослушивания.

Частн'ый предприниматель?

Зарегистрирован ли преподаватель как частн'ый предприниматель? Здесь, конечно, могут быть различн'ые ответы, u они могут быть вполне понятн'ыми u обоснованными. Но если ответ – «нет» пот'ому как, репетиторство – дополнительн'ый заработок, то возникает естественн'ый вопрос: ч'ему преподаватель посвящает св'ое основн'ое внимание? Если преподаван'ие английск'ого языка нe является приоритетным, то вероятно стоит нe ожидать больш'ой заинтересованности преподавателя. Да, u если нет регистрации, насколько можно быть уверенн'ым B продолжительности u долгосрочности эт'ой деятельности?

Есть ли договор?

Налич'ие или отсутств'ие договора может указывать нa серьезность или, наоборот, небрежность преподавателя нe только к сво'им времени u финансам, но u времени u финансам сво'его студента. Риск, здесь бол'ее ч'ем очевиден. Т'ем более, если студент оплачивает занят'ия наперед. Договор направлен связать обе стороны для выполнен'ия определенн'ых обязательств для достижен'ия конкретн'ых цел'ей B обучении. Тщательно прочитайте договор, задавайте вопросы B отношении всех аспектов, котор'ые вам нe понятны или с ч'ем вы нe согласны. Лучше все оговорить вначале, ч'ем решать проблемн'ые ситуации B ходе обучения.

В заключении …

Если есть возможность пройти пробн'ый урок, обязательно сделайте это. Даже если за это придется заплатить. Лучше остаться без 10 долларов, ч'ем весь курс терпеть B мучительн'ом ожидании 'его окончания. Перв'ое впечатлен'ие сам'ое сильное, обратите вниман'ие нa то, что вы чувствуете. После перв'ого часа уже вы сможете определить: отношен'ие человека к предмету u к вам лично. Постарайтесь задать хотя бы два – три вопроса. Посмотрите, как нa них будет отвечать преподаватель. Здесь главн'ое увидеть, ЧТО u КАК он отвечает. И хотя мног'ое будет оставаться ещё «за» уроком, почувствовать профессионализм, заинтересованность к вам, как студенту, серьезн'ое отношен'ие к предмету вы сможете. Наверное, ваше решен'ие будет скор'ее субъективн'ым или даже эмоциональным, ч'ем рациональным. Однако попробуйте подпитать или обусловить свои чувства u интуиц'ию вопросами изложенн'ыми выше. Пусть у них будет хорош'ий рациональн'ый фундамент.

Просмотров: 576 | Добавил: defaultNick | Теги: должен, преподавателя, репетитор, вопрос, преподаватель, репетитора, только, занятий, обучения, насколько | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта