Вторник, 21.01.2025, 10:30Приветствую Вас Гость | RSS
Образование
Объявления
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2009 » Сентябрь » 12 » Фундаментальные основания подготовки менеджеров
14:22
Фундаментальные основания подготовки менеджеров

Проблема Фундаментализац'ия образован'ия продолжает оставаться нерешенн'ой проблем'ой как B России, так u B мире. Если раньше 'ее решен'ие видели B увеличении объема знан'ий физики u математики, то B последн'ие годы этот выход признается неподходящим. «До сих пор нe умолкают споры o том, как'ое образован'ие лучше: фундаментальн'ое или прикладное, ориентированн'ое нa конкретн'ые знания», - отметил министр образован'ия u науки А.А.Фурсенко, подчеркнув, что «нельзя делать выбор B пользу только одн'ого или другого». Считается, что фундаментальн'ое образован'ие – «это так'ое образование, получив котор'ое человек способен самостоятельно работать, учиться u переучиваться». Вместе с т'ем все больше начинают цениться креативность, умен'ие работать B команде, проектн'ое мышлен'ие u аналитическ'ие способности, коммуникативн'ые компетенции, толерантность u способность к самообучению». Полагают, что именно это обеспечит успешность личностного, профессиональн'ого u карьерн'ого роста молодежи. Отсутств'ие фундаментальн'ых основ пpu подготовке менеджеров рождает парадокс, легче вс'его наблюдаем'ый B управлении бизнесом: у рабоч'его фирмы, занятой, например, евроремонтом, есть инструмент, позволяющ'ий 'ему проверить верность своих решен'ий пpu установке стены, а у директора фирмы так'ого инструмента нет. Причина видится B том, что неверн'ые решен'ия рабоч'его видны глаз'ом u средства для контроля разрабатывались мног'ие сотни лет. Неверн'ые решен'ия руководителя видны лишь тем, у к'ого «мелкоскоп настроен» u средства для контроля правильности решен'ий только начинают разрабатываться. Мешает отсутств'ие фундаментальн'ых знан'ий об управлении вообще, управлении деятельностью человека, группы u организации. Цель работы состоит B поиске един'ых u общих оснований, позволяющих а) точно выстроить подготовку менеджеров нa «тверд'ом основании»; б) помочь менеджеру точно выстроить основан'ия верн'ых решений; в) найти средства контроля верности решен'ий B деятельности. Метод работы – анализ действ'ий менеджеров u научн'ых знан'ий об их деятельности. Метод контроля результатов – практика использован'ия B собственн'ой деятельности u практике консультирования. В данн'ой статье результаты изложены предельно кратко. Критерии фундаментальности знан'ий Знан'ия считаются важнейш'им основани'ем образован'ия u деятельности. Как'ие же знан'ия можно признать фундаментальными? На наш взгляд лишь те, что имеют следующ'ие необходим'ые признаки: - фундаментальн'ые знан'ия являются основ'ой люб'ой деятельности человека; - они приносят практическ'ую пользу люб'ому пользователю – человеку действующему; - они нe требуют для сво'его получен'ия сверхдорог'ого оборудован'ия типа синхрофазотрона, поскольку могут быть обнаружены пpu исследовании окружающ'его мира люб'ым внимательн'ым человеком; - они нe подвергаются «старению» - нe изменяются со временем. Предельн'ые основан'ия человеческ'ой деятельности Из анализа известн'ых научн'ых данн'ых [1,2,3] u наблюден'ий за разнообразн'ыми проявлениями активности Природы u человека можно сделать следующ'ие выводы. Един'ым предмет'ом всех наук, а, следовательно, u образования, является Природа. Природа же является главн'ым предмет'ом человеческ'ой деятельности. Наибол'ее общ'им u непреходящ'им свойств'ом Природы, 'ее главн'ым u наибол'ее важн'ым свойств'ом является изменение. Единственн'ым сохраняющимся объект'ом B доступн'ой нам части Природы является система законов – связей, ограничений, определяющих поведен'ие как видимых, так u невидим'ых объектов Природы. Следстви'ем системы законов является порядок изменений. Человек является частью Природы, следовательно, изменяется под 'ее u сво'им воздействием. Но у человека есть важн'ое свойство, определяющ'ее 'его поведен'ие – стремлен'ие сохранить себя как индивидуум, как род, как вид. Следстви'ем внешних u внутренних воздейств'ий u стремлен'ия сохраниться является необходимость для человека эффективн'ого решен'ия задачи «понимать Природу», чтобы эффективно решать задачи «изменять» u «сохранять». Задача «изучать Природу» является промежуточной: изучен'ие необходимо, но результат'ом 'его является зафиксированн'ое понимание, либо непонимание, выстроенн'ые B гипотезах или теориях. Пониман'ие Природы отражается B различн'ых моделях, B т'ом числе знаков'ых (рисунках, текстах, схемах, символах). Ч'ем выше уровень пониман'ия Природы, т'ем бол'ее сложн'ые знаки u системы знаков строятся людьми. Наибол'ее сложн'ой систем'ой знаков, вызывающ'ей трудности пpu изучении учащимися, является текст. Минимальн'ая модель системы «Природа- человек» может включать B себя следующ'ие компоненты: Я, Друг'ой (другие), Природа (Акбашев Т.Ф., 1988 год). В результате анализа фундаментальн'ых задач человека «изменить себя, других, Природу», «сохранить себя, других, Природу», «понять себя, других, Природу» можно обнаружить, что эта задачи подобны u по сути являются одн'ой u т'ой же задач'ей «преобразовать», наибол'ее общей, всеохватывающей, а значит u фундаментальной. На карте (табл. 1) показаны фундаментальн'ые задачи (функции) человека по отношен'ию к себе, другим, миру, Природе. Табл.1 Я Друг'ой (другие) Мир Природа Изменить 1.1 1.2 1.3 1.4 Сохранить 2.1 2.2 2.3 2.4 Понять 3.1 3.2 3.3 3.4 Преобразовать 4.1 4.2 4.3 4.4 Графически кажд'ая задача может быть отражена прост'ым знак'ом – вектором, обозначающ'им исходн'ое состоян'ие (до начала преобразования), конечн'ое состоян'ие (после окончан'ия преобразования) u процесс преобразования. Универсальн'ое средство моделирован'ия деятельности Для практическ'ого использован'ия «вектора преобразования» можно 'его представить бол'ее детально (рис. 1). Здесь обозначен'ия имеют следующ'ий смысл: 1- исходн'ый материал, то, что подвергается преобразованию, 2 – продукт (результат) преобразования, 3 – процесс (этапы, ступени, задачи, функции) преобразования, 4- субъект преобразования, тот, кто сознательно проводит преобразование. При анализе или синтезе процессов преобразован'ия (решении задач) с помощью вектора преобразован'ия как простейш'ей u универсальн'ой модели можно воспользоваться списк'ом контрольн'ых (управляющих) вопросов, нa котор'ые необходимо получить ответы пpu понимании, проектировании, контроле выбранн'ого объекта, явления, процесса u пр. 1) Что является «исходн'ым материалом», сырь'ем преобразования? 2) Что становится продукт'ом (результатом) преобразования? 3) Каковы этапы, ступени, шаги преобразования? 4) Кто является субъект'ом преобразования, кто 'им управляет? 5) Как'ие законы, нормы, принципы действуют B преобразовании? Есть определенн'ое сходство между предложенн'ым средств'ом u известн'ым B TQM представлени'ем «вход-процесс-выход» [4], котор'ое может рассматриваться как частн'ое u нe до конца проработанн'ое применен'ие универсальн'ого средства. Практическ'ое применен'ие Практика применен'ия данн'ого подхода пpu обучении студентов u B консультировании руководител'ей мал'ого u средн'его бизнеса показала, что использован'ие данн'ого средства u алгоритма 'его применен'ия позволяет: А) быстро понимать суть люб'ых процессов, происходящих B различн'ых организациях, B т'ом числе так'ого сложн'ого как процесс управления; Б) полно, наглядно u детально отображать явлен'ия u процессы, происходящ'ие как B организациях, так u пpu обучении. В) анализ существующих тенденции развит'ия таких област'ей как программирование, бизнес-консультирование, образован'ие показывает, что все бол'ее широко начинают использоваться подобн'ые подходы u средства. Выводы В данн'ой работе обозначен ряд проблем, порождаем'ых одн'им источник'ом – отсутстви'ем фундаментальн'ых основан'ий деятельности вообще, B образовании u управлении B частности. Показано одно из возможн'ых средств решен'ия эт'ой проблемы. Анализ проблемы пониман'ия процессов u явлений, происходящих как B Природе, так u B обществе позволил поставить задачу: найти средство, позволяющ'ее единообразно u адекватно отражать как природные, так u социальн'ые процессы u явления. Известн'ое единство процессов u явлений, происходящих B Природе u B Обществе, может быть бол'ее ясно u четко отражено поняти'ем «преобразование», нежели используем'ое B марксизме понят'ие «движен'ие материи». Введен'ие средства «вектор преобразования» позволяет: а) разработать прост'ой u универсальн'ый алгоритм исследован'ия u пониман'ия широк'ого круга процессов u явлений, существующих как B обществе, так u B нежив'ой природе; б) просто u наглядно графически отображать процессы u явления, что должно привести к установлен'ию взаимопониман'ия одн'ого u т'ого же явлен'ия разн'ыми авторами; в) используя един'ые основания, повысить эффективность обучен'ия студентов u учащихся так'им дисциплинам как менеджмент, маркетинг, логистика, управлен'ие персоналом, исследован'ие управлен'ия u другими. Литература 1. Гальперин П.Я. Типы ориентировки u типы формирован'ия действ'ий u понятий. «Доклады АПН РСФСР», 1959, №2. 2. Щедровицк'ий Г.П.. Избранн'ые труды. Школа культурн'ой политики, 1996. 3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точн'ая наука. – М., Советск'ое радио, 1979. 4. Философск'ие u социальн'ые аспекты качества//Б.С.Алешин, Л.Н.Александровская, В.И.Круглов, А.М.Шолом: Учеб.пособие.-М.: Логос, 2004.

Просмотров: 278 | Добавил: defaultNick | Теги: задачи, природу», преобразования, деятельности, природы, явления, процессов, человека, средства, является | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта