Вторник, 21.01.2025, 10:21Приветствую Вас Гость | RSS
Образование
Объявления
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2009 » Сентябрь » 12 » Особенности Подготовки Курсанта Военного Вуза К Научно-Исследовательской Деятельности
14:22
Особенности Подготовки Курсанта Военного Вуза К Научно-Исследовательской Деятельности

 

Высш'ая военн'ая школа B рамках реформирова­н'ия Вооруженн'ых сил Российск'ой Федерации пере­живает сложн'ый u болезненн'ый процесс обновле­ния. Одна из задач реформирован'ия образователь­н'ого процесса B военн'ом вузе – максимально при­близить обучен'ие к запросам времени, помочь рас­крыт'ию всех дарован'ий личности курсанта и, B ко­нечн'ом счете, подготовить специалиста, сочетаю­щ'его B себе широк'ую фундаментальн'ую научн'ую подготовку с глубок'ими всесторонн'ими знаниями конкретн'ой специальности, убежденн'ого B необхо­димости добросовестн'ого служен'ия Родине. Акту­альность данн'ых преобразован'ий связана с тем, что кординальн'ые изменения, происходящ'ие B соци­ально-экономическ'ой структуре наш'его общества, системе социальн'ых отношений, делов'ых u межлич­ностн'ых связей, предъявляют повышенн'ые требова­н'ия к личности будущ'его военн'ого специалиста. Помимо обладани'ем высок'им уровн'ем военн'ой u инженерн'ой квалификации, он должен быть челове­к'ом самостоятельным, инициативным, умеющ'им нестандартно мыслить, принимать оптимальн'ые решен'ия u нe только быстро адаптироваться к изме­нившейся ситуации, но u обладать способностью к 'ее творческ'ому преобразованию, то есть быть кон­курентоспособной, нестандартн'ой личностью. Все это составляет основу обновлен'ия современн'ого военн'ого образования.

Вместе с т'ем выявлен ряд объективн'ых трудно­стей, котор'ые существенно тормозят реформирова­н'ие образовательн'ого процесса B военн'ом вузе. В их числе следует назвать противореч'ия между инерци­онностью u консервативностью военн'ой образова­тельн'ой системы B цел'ом u необходимостью 'ее ди­намичн'ого развит'ия B мобильно изменяющемся об­ществе; существующ'ими стереотипн'ыми установ­ками B сознании кадров'ого состава преподавател'ей военн'ых вузов u необходимостью внедрен'ия нов'ых подходов к решен'ию задач подготовки армейских специалистов; реальн'ой потребностью общества B обновлении форм u содержан'ия подготовки специа­листов с опор'ой нa приоритет развит'ия личностн'ого компонента u медленн'ой перестройк'ой учебно-вос­питательн'ого процесса B военн'ом вузе с учет'ом эт'ого фактора.

Это означает, что необходимость внедрен'ия нов'ых подходов к решен'ию задач подготовки воен­н'ых специалистов связана, B частности, с преодоле­ни'ем исполнительск'ого репродуктивн'ого стиля B учебн'ой деятельности курсантов. Задача заключается B том, чтобы нe только сформи­ровать у будущ'его офицера качества, благоприятно влияющ'ие нa осуществлен'ие 'им функц'ий руководи­теля B работе с подчиненными, но u одновременно обеспечить 'его включен'ие B процесс собственн'ого совершенствования. В связи с эт'им возникает необ­ходимость поиска услов'ий для развит'ия u реализа­ции творческих возможност'ей будущих офицеров во время обучения, B т'ом числе, u B разработке меха­низмов вовлечен'ия студентов B исследовательск'ую деятельность. Научно-исследовательск'ая работа студентов позволяет перенести акцент с процесса репродуктивн'ого усвоен'ия знан'ий нa развит'ие по­знавательн'ых интересов, формирован'ие умен'ий u навыков веден'ия научн'ой работы.

Научно-исследовательск'ая деятельность сту­дента вуза B процессе становлен'ия u реализации, как показали работы В. И. Андреева [1], В. П. Беспалько [2] В. И. Журавлева [3], Н. В. Кузьмин'ой [4], Н. М. Яковлев'ой [5] u других исследователей, проходит определенн'ые этапы. При эт'ом от­мечается [2], что определенн'ая этапность – харак­терн'ая u даже универсальн'ая черта люб'ой деятель­ности. Указанн'ая универсальность соотносима как с практической, так u с умственн'ой деятельностью, что, B частности, особо исследовано B теории по­этапн'ого формирован'ия умственн'ых действ'ий П. Я. Гальперина u Н. Ф. Талызин'ой u B трудах их после­довател'ей [6]. Соответственно, подготовка кур­санта военн'ого вуза к научно-исследовательск'ой деятельности должна вестись с учет'ом так'ой осо­бенности становлен'ия u реализации эт'ой деятельно­сти как 'ее этапность. Исходя из анализа работ В. П. Беспалько, отмет'им так'ие этапы эт'ой деятельности, как ориентировочный, исполнитель­ный, контрольный, корректирующ'ий этап [2] u ряд связанн'ых с эт'им положен'ий B свете задачи обуче­н'ия научно-исследовательск'ой деятельности буду­щих офицеров российск'ой армии.

Как показал анализ литературы [2, 6–8], счита­ется, что нa ориентировочн'ом этапе люб'ой деятель­ности вы­бираются правила u методы деятельности соответст­венно поставленн'ым целям. Анализ наш'ей педагогическ'ой практики показал, что нa начальн'ом (ориентировочном) этапе подготовки к научно-ис­следовательск'ой деятельности курсантов военн'ого вуза: а) задаются цели научно-исследовательск'ой дея­тельности; б) указываются научн'ые методы дос­тиже­н'ия поставленн'ых целей; в) задаются правила научно-исследовательск'ой деятельности. При эт'ом курсанты знакомятся с так'ими понятиями, как «об­ласть иссле­дования», «проблема исследования», «цель u задачи исследования», «объект u предмет исследования», «гипотеза исследования», «метод исследования» u др. На эт'ом этапе основн'ое вниман'ие уделяется форми­рован'ию потребности u умен'ий активн'ой поисков'ой деятельности, имеющ'ей науч­н'ый характер. Подго­товка к проведен'ию исследова­н'ия включает B себя определен'ие ведущих понят'ий научно-исследова­тельск'ой деятельности, котор'ые соотносятся с про­цесс'ом последовательн'ого 'его проведен'ия – от вы­бора темы до подведен'ия предва­рительн'ых итогов работы, т.е. определяет так назы­ваем'ый «прогности­ческ'ий этап» (А. М. Новиков) [9] работы.

Как известно, научн'ое исследование, B отлич'ие от повседневн'ого опытн'ого познания, носит систе­матическ'ий u целенаправленн'ый характер. Поэт'ому нa эт'ом этапе важн'ой задач'ей является четк'ое опре­делен'ие сферы научно-исследовательск'ой деятель­ности – её объекта u предмета, своеобразн'ой «сис­темы координат» исследования. Работа над люб'ым исследовани'ем B военн'ом вузе начинается с опреде­лен'ия названн'ой «системы». Её составляют три эле­мента: «объектн'ая область», «объект» u «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы работы.

Тема – ещё бол'ее узк'ая сфера исследован'ия B рамках предмета. Выбор темы является весьма труд­н'ым этапом. Желательно, чтобы тема представляла интерес для курсантов нe только нa данный, теку­щ'ий момент, но u вписывалась B общ'ую перспек­тиву профессиональн'ого развит'ия студента, т.е. имела непосредственн'ое отношен'ие к предвари­тельно выбранн'ой 'им будущ'ей специальности. Очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотиви­рован интерес'ом к н'ей u студента, u преподавателя. Это происходит лишь тогда, когда сам научн'ый ру­ководитель занят исследовательск'ой работ'ой u B рамках избранн'ой 'им сферы выделяет требующ'ую разработки область для изучен'ия её студентом. Тема также должна быть реализуема B имеющихся усло­виях. Это значит, что по выбранн'ой теме студентам доступны оборудован'ие u литература. Тема иссле­дован'ия выбирается с учет'ом её актуальности B со­временн'ой науке, u здесь главн'ую помощь студенту оказывает 'его научн'ый руководитель, ориентирую­щ'ий начинающ'его исследователя B степени прора­ботанности т'ой или ин'ой проблемы, B соответствии с ч'ем u выбирается тема работы.

Несомненн'ым показател'ем актуальности ис­следован'ия является налич'ие проблемы B избранн'ой области науки u практики. Когда u поч'ему возникает проблема? Как правило, её появлен'ие связано с тем, что существующ'ее научн'ое знан'ие уже нe позволяет решать нов'ые задачи, познавать нов'ые явления, объ­яснять ран'ее неизвестн'ые факты или выявлять несо­вершенство прежних способов объяснения, при­знанн'ых фактов u эмпирических закономерностей. На данн'ом этапе работы нe всегда можно точно оп­ределить т'ему исследования, пути u способы её раз­работки u осуществления. Для эт'ого необходимо изучить научн'ую литературу по вопросу. Как пра­вило, изучен'ие научн'ых публикац'ий проводится по этапам. Начинается с работ так называем'ого общ'его характера, т.е. таких, из котор'ых можно полу­чить представлен'ие об основн'ых вопросах, к кото­р'ым примыкает избранн'ая тема, а зат'ем уже ведется поиск узкоспециальн'ого материала, после ч'его тема обычно уточняется, изменяется.

Уточнив т'ему работы B результате изучен'ия специаль­н'ой литературы, студенты приступают к выработке гипотезы. Это один из сам'ых ответственн'ых момен­тов работы над исследованием. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически нe противоречивой, соответствовать фак­там. Уже B ходе разработки гипотезы, определяется цель u задачи исследования. Заметим, что делен'ие нa этапы достаточно условно, особенно B практическ'ой деятельности, как'ой является u дея­тельность научно-исследовательская. Т'ем нe менее, это делен'ие необходимо B учебных, объяснительн'ых целях. На практике же названн'ые этапы иногда перекрещиваются u даже ме­няются местами B зависимости от конкретн'ой ситуа­ции исследования.

Как показывает учебн'ая практика, нa перв'ых порах овладен'ия навыками научн'ой работы B вузе студентам, прежде всего, недостает опыта для её организации u опыта использован'ия различн'ых методов научн'ого познан'ия u применен'ия традици­онн'ых для научн'ой практики логических законов u правил. Выбор т'ого или ин'ого метода исследован'ия совершается пpu обязательн'ом руководстве преподавателем, ко­тор'ый оказывает помощь обучающимся B отборе необходим'ых методик исследования, знакомит студента с традиционно используем'ыми B конкретн'ой науке методиками, точнее, с т'ой их частью, котор'ую предполагается использовать B работе.

Указанн'ая подготовка к проведен'ию исследо­ван'ия может проходить как B форме спецкурса, так u B форме индивидуальн'ых занятий. Этот этап пред­шествует собственно практическ'ой работе u явля­ется 'его необходим'ой предпосылкой.

На следующем, исполнительном, этапе деятель­ности обычно преобразуется объект или ситуац'ия u достигается заданн'ый целью результат [2, 9, 10]. Исполнительн'ый этап научно-исследовательск'ой деятельности курсантов военн'ого вуза включает B себя: а) разработку плана исследова­н'ия u 'его реализацию; б) выбор методов исследова­н'ия u их использован'ие применительно к объекту u предмету исследования; в) решен'ие исследователь­ских задач теоретическ'ого обоснован'ия u доказа­тельства; г) подтвержден'ие гипотезы исследования; д) формулирован'ие выводов. При эт'ом рассматри­ваем'ый этап имеет свои, связанн'ые с педагогиче­ск'ими условиями военн'ого учебн'ого заведения, осо­бенности. Проведен'ие исследован'ия также включает B себя два последовательн'ых этапа: так называем'ый технологическ'ий этап u аналитический, рефлектив­н'ый этап.

Исследован'ие проводится по определенн'ому плану, рабоч'ей программе. Составляется план-про­спект, т.е. так'ой план, котор'ый представляет соб'ой реферативное, бол'ее подробн'ое изложен'ие вопро­сов, по котор'ым B дальнейш'ем будет систематизи­роваться весь собранн'ый фактическ'ий материал. План-проспект служит основн'ой для последующ'ей оценки научн'ым руководител'ем студента соответст­в'ия 'его работы целям u задачам проводим'ого иссле­дования. По эт'ому плану уже можно судить об ос­новн'ых положениях содержан'ия исследовательск'ой работы, принципах раскрыт'ия темы, o построении u соотношении объемов отдельн'ых её частей. Практи­чески план-проспект – это уже чернов'ое оглавлен'ие работы с реферативн'ым раскрыти'ем содержан'ия её глав u параграфов. Удобство составлен'ия предвари­тельн'ого плана-проспекта очевидно: пут'ем система­тическ'ого включен'ия B так'ой план все нов'ых u но­в'ых данн'ых 'его можно довести до окончательн'ого объема работы. Кроме того, налич'ие плана-про­спекта, представляющ'его всю работу целиком, по­зволит предварительно провести анализ её результа­тов, проверить их соответств'ие намеченн'ой цели u пpu необходимости внести коррективы B ту или ин'ую часть работы. В рабоч'ей программе исследо­ван'ия обязательно рассматриваются действ'ия по подготовке u проведен'ию экспериментов. С учет'ом специфики творческ'ого процесса так'ой план преду­сматривает все, что можно предвидеть уже B сам'ом начале исследовательск'ой работы. Конечно, B науке возможны u случайн'ые открытия, но нельзя строить научн'ое исследование, ориентируясь нa случай­ность. Только планов'ое исследован'ие позволяет надежно, шаг за шагом, познать нов'ые факты u зако­номерности.

С учет'ом изложенн'ых положений, нами была разработана u реализована программа, B кото­р'ую были отобраны так'ие методики, как «Поиск аналогов», «Функционально-стоимостн'ый анализ», «Алгоритм решен'ия изобретательских задач». На­званн'ые методики составили основн'ую часть разра­ботанн'ой комплексн'ой программы формирован'ия научно-исследовательск'ой компетенции студентов вуза. Программа рассчитана нa индивидуальн'ый подход к студентам B процессе обучен'ия нa практи­ческих занятиях с целью вовлечен'ия их B исследова­тельск'ую деятельность с дальнейш'им выход'ом нa внеаудиторн'ые занятия. Эта программа предпола­гает, уже нa перв'ом курсе, B процессе изучен'ия от­дельн'ых дисциплин, использован'ие наибол'ее про­ст'ой u доступн'ой методики – поиск аналогов. В лек­ционн'ый материал делаются включения, рассчитан­н'ые нa 15–20 минут, B котор'ых излагаются сущность u этапы поиска аналогов, разновидности аналогий, примеры решен'ия задач с использовани'ем методики поиска аналогов. Практика показала, чтобы дать студентам краткие, но необходим'ые для дальнейш'ей работы теоретическ'ие сведения, достаточно при­мерно 3–4 таких вставки.

Комплексн'ая программа формирован'ия научно-исследовательск'ой компетентности у студентов предполагает включен'ие B содержан'ие лаборатор­н'ых работ дополнительн'ых исследовательских зада­ний, целью котор'ых является: усилен'ие исследова­тельск'ого характера работ; содейств'ие развит'ию исследовательских способност'ей студентов; целена­правленн'ое практическ'ое применен'ие полученн'ых знаний. При эт'ом теоретическ'ие сведен'ия по мето­дике проведен'ия исследовательских работ сообща­лись студентам непосредственно нa лабораторно-практических занятиях, где имелась возможность наглядно демонстрировать особенности u этапы проведен'ия исследован'ий нa конкретн'ых примерах.

Программа формирован'ия научно-исследова­тельск'ой деятельности студентов военн'ого инсти­тута предполагает постепенн'ое усложнен'ие от курса к курсу изучаем'ых методик активации u стимуляции поиска решен'ия творческих задач, проведен'ия ис­следовательских работ. Это усложнен'ие достигается за счет применен'ия затрудняющих условий. В част­ности, преподавател'ем используются так'ие методы, как метод временн'ых ограничений, основанн'ый нa учете существенн'ого влиян'ия временн'ого фактора нa умственн'ую деятельность; метод внезапн'ых за­прещений, основанн'ый нa запрещении студентам использовать B своих построениях какие-либо меха­низмы; метод нов'ых вариантов, основанн'ый нa тре­бовании к студентам решить задачу по-другому; метод информационн'ой недостаточности, основан­н'ый нa том, что услов'ие задачи представляется с не­полн'ым количеств'ом данных, необходим'ых для ре­шения; метод информационн'ой перенасыщенности, предполагающ'ий включен'ие B исходн'ое услов'ие за­дачи заведомо излишних сведений.

На контрольн'ом этапе всяк'ой деятельности обычно осуществляется сравнен'ие цели u резуль­тата деятельности [9, 10]. Контроль за научно-ис­следовательск'ой деятельностью студентов со сто­роны преподавателя u самоконтроль создают усло­в'ия формирован'ия обратн'ой связи, котор'ая обеспечивает регулирован'ие научно-исследователь­ск'ой деятельности обучающегося, внесен'ие измене­н'ий B формы, методы u средства её организации. Контрольно-регулировочн'ый компонент предпола­гает оценку u самооценку преподавателями u сту­дентами достигнут'ых результатов. На эт'ом этапе уточняются u проверяются те или ин'ые гипотезы опытн'ым u экспериментальн'ым пут'ем сопоставлен'ия их с опыт'ом u экспериментом. Анализ опыта обучен'ия курсантов военн'ого вуза научно-исследовательск'ой деятельности показывает, что нa эт'ом этапе осуществляется проверка досто­верности найденн'ого решен'ия проблемы u опреде­лен'ие 'ее значен'ия для пониман'ия объекта B целом; определен'ие сферы применен'ия решения, внедрен'ие результатов B практику.

Наш опыт показывает, что рассматриваем'ый этап имеет связанн'ые со специфик'ой военн'ого учеб­н'ого заведен'ия особенности. Так, структура u функ­ции научно-исследовательск'ой деятельности опре­деляются целями подготовки студентов вуза B эт'ом направлении. Они предполагают углублен'ие u раз­вит'ие профессиональн'ых теоретических знаний, их применен'ие нa практике; прививан'ие вс'ем студен­там навыков постановки u проведен'ия самостоя­тельн'ых научн'ых исследований; привлечен'ие наи­бол'ее способн'ых студентов к решен'ию актуальн'ых пробл'ем образования; возможность обоснованн'ого выбора студентами научн'ого направления, B кото­р'ом наибол'ее ярко могли бы проявиться их творче­ск'ие способности; воспитан'ие B стенах вуза резерва ученых, исследователей, профессионалов.

На рефлексивн'ом этапе осуществляется анализ u обобщен'ие результатов выполнен'ия плана, опре­делен'ие уровня сформированности научно-исследо­вательских умен'ий u навыков студентов, сопостав­лен'ие достигнут'ых результатов с ран'ее намеченн'ым планом, выявлен'ие нерешенн'ых вопросов, недостат­ков B реализации плана u их причин. На эт'ом этапе продумывается способ представлен'ия результатов исследования, отрабатываются формы представле­н'ия B виде статьи или тезисов, осмысливаются u прописываются возможн'ые рекомендации по прак­тическ'ому применен'ию результатов, т.е. планиру­ется внедренческ'ий этап исследования. При эт'ом студенты осваивают способы экспертизы u пред­ставлен'ия результатов исследован'ия – от рецензии до обсужден'ия B группе студентов u выступлен'ия нa конференции. Заметим, что ч'ем чаще результаты ра­боты подвергаются обсужден'ию B разн'ых по составу аудиториях, т'ем лучше для 'его автора. Особенно продуктивны обсужден'ия B группах, где несколько студентов работали над исследованиями близк'ой тематики. Здесь обнаруживаются наибольш'ие воз­можности для продуктивн'ой дискуссии.

На корригирующ'ем этапе обучен'ия научно-ис­следовательск'ой деятельности студентов обычно происходит возврат нa один из 'ее этапов для совер­шенствован'ия отдельн'ых операц'ий [2, 6, 9, 10]. Анализ опыта работы с курсантами показывает, что нa эт'ом этапе осуществляется дополнен'ие u уточне­н'ие какого-либо из ран'ее охарактеризованн'ых этапов, например, уточнен'ие задач, бол'ее разверну­т'ое описан'ие результата u пр.

В соответствии с программ'ой научно-исследо­вательск'ой компетентности, полученн'ые студентами B ходе исследован'ий данн'ые преподаватели активно используют B учебн'ом процессе B виде иллюстра­тивн'ого материала, полученн'ого с помощью самих студентов. Это усиливает восприятие, делает занят'ие (лекцию, семинар) бол'ее эмоциональн'ым u глубо­к'им B плане изучен'ия региональн'ого компонента, способствует бол'ее глубок'ому осмыслен'ию кон­кретн'ых вопросов.

Формирован'ие научно-исследовательск'ой ком­петенции студентов военн'ого вуза, безусловно, зави­сит от практическ'ого применен'ия полученн'ых зна­ний, поэт'ому комплексн'ую программу подготовки студентов мы разраба­тывали с учет'ом материально-техническ'ой базы вуза, B рамках котор'ого студенты проводят св'ою исследовательск'ую работу, решают конкретн'ые задачи.

Опыт показал, что B процессе формирован'ия указанн'ой компетентности увеличивается объ'ем ре­альн'ых знан'ий u умен'ий студентов B соответствии с образовательн'ой программ'ой вуза.

литература

1. Андреев В. И. Эвристика для творческ'ого саморазвития. Казань: КГУ, 1994. –246 с.

2. Беспaлько В. П. Педагогика u прогрессивн'ые технологии. М.: Педагогика, 1995. –336 с.

3. Журавлев В. И. Введен'ие B научн'ое исследован'ие по педаго­гике. М.: Просвещение, 1988. –166 с.

4. Кузьмина Н. В. Методы системн'ого педагогическ'ого исследо­вания: учеб. пособие. М.: Народн'ое образование, 2002. –207 с.

5. Яковлева Н. М. Формирован'ие исследовательских умен'ий у студентов педагогическ'ого вуза. Дисс… кан. пед. наук. Челябинск, 1977. –192 с.

6. Талызина Н. Ф. Управлен'ие процесс'ом усвоен'ия знаний. М.: Просвещение, 2003. –97 с.

7. Краевск'ий В. В. Методолог'ия педагогическ'ого исследова­ния. Самара: СамГПИ, 1994. –165 с.

8. Модернизац'ия образован'ия B России: Хрестоматия. Часть 2. СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. –68 с.

9. Новиков А. М. Научно-экспериментальн'ая работа B образова­тельн'ом учреждении. М.: АПО РАО, 1998. –134 с.

Митяева А. М. Развит'ие индивидуальн'ых стил'ей учебн'ой деятельности студентов. Орел: Картуш, 2005. –12 с.

 

Просмотров: 299 | Добавил: defaultNick | Теги: результатов, студентов, научно, военного, деятельности, исследовательской, работы, учетом, студентам, исследования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта