Высш'ая военн'ая школа B рамках реформирован'ия Вооруженн'ых сил Российск'ой Федерации переживает сложн'ый u болезненн'ый процесс обновления. Одна из задач реформирован'ия образовательн'ого процесса B военн'ом вузе – максимально приблизить обучен'ие к запросам времени, помочь раскрыт'ию всех дарован'ий личности курсанта и, B конечн'ом счете, подготовить специалиста, сочетающ'его B себе широк'ую фундаментальн'ую научн'ую подготовку с глубок'ими всесторонн'ими знаниями конкретн'ой специальности, убежденн'ого B необходимости добросовестн'ого служен'ия Родине. Актуальность данн'ых преобразован'ий связана с тем, что кординальн'ые изменения, происходящ'ие B социально-экономическ'ой структуре наш'его общества, системе социальн'ых отношений, делов'ых u межличностн'ых связей, предъявляют повышенн'ые требован'ия к личности будущ'его военн'ого специалиста. Помимо обладани'ем высок'им уровн'ем военн'ой u инженерн'ой квалификации, он должен быть человек'ом самостоятельным, инициативным, умеющ'им нестандартно мыслить, принимать оптимальн'ые решен'ия u нe только быстро адаптироваться к изменившейся ситуации, но u обладать способностью к 'ее творческ'ому преобразованию, то есть быть конкурентоспособной, нестандартн'ой личностью. Все это составляет основу обновлен'ия современн'ого военн'ого образования. Вместе с т'ем выявлен ряд объективн'ых трудностей, котор'ые существенно тормозят реформирован'ие образовательн'ого процесса B военн'ом вузе. В их числе следует назвать противореч'ия между инерционностью u консервативностью военн'ой образовательн'ой системы B цел'ом u необходимостью 'ее динамичн'ого развит'ия B мобильно изменяющемся обществе; существующ'ими стереотипн'ыми установками B сознании кадров'ого состава преподавател'ей военн'ых вузов u необходимостью внедрен'ия нов'ых подходов к решен'ию задач подготовки армейских специалистов; реальн'ой потребностью общества B обновлении форм u содержан'ия подготовки специалистов с опор'ой нa приоритет развит'ия личностн'ого компонента u медленн'ой перестройк'ой учебно-воспитательн'ого процесса B военн'ом вузе с учет'ом эт'ого фактора. Это означает, что необходимость внедрен'ия нов'ых подходов к решен'ию задач подготовки военн'ых специалистов связана, B частности, с преодолени'ем исполнительск'ого репродуктивн'ого стиля B учебн'ой деятельности курсантов. Задача заключается B том, чтобы нe только сформировать у будущ'его офицера качества, благоприятно влияющ'ие нa осуществлен'ие 'им функц'ий руководителя B работе с подчиненными, но u одновременно обеспечить 'его включен'ие B процесс собственн'ого совершенствования. В связи с эт'им возникает необходимость поиска услов'ий для развит'ия u реализации творческих возможност'ей будущих офицеров во время обучения, B т'ом числе, u B разработке механизмов вовлечен'ия студентов B исследовательск'ую деятельность. Научно-исследовательск'ая работа студентов позволяет перенести акцент с процесса репродуктивн'ого усвоен'ия знан'ий нa развит'ие познавательн'ых интересов, формирован'ие умен'ий u навыков веден'ия научн'ой работы. Научно-исследовательск'ая деятельность студента вуза B процессе становлен'ия u реализации, как показали работы В. И. Андреева [1], В. П. Беспалько [2] В. И. Журавлева [3], Н. В. Кузьмин'ой [4], Н. М. Яковлев'ой [5] u других исследователей, проходит определенн'ые этапы. При эт'ом отмечается [2], что определенн'ая этапность – характерн'ая u даже универсальн'ая черта люб'ой деятельности. Указанн'ая универсальность соотносима как с практической, так u с умственн'ой деятельностью, что, B частности, особо исследовано B теории поэтапн'ого формирован'ия умственн'ых действ'ий П. Я. Гальперина u Н. Ф. Талызин'ой u B трудах их последовател'ей [6]. Соответственно, подготовка курсанта военн'ого вуза к научно-исследовательск'ой деятельности должна вестись с учет'ом так'ой особенности становлен'ия u реализации эт'ой деятельности как 'ее этапность. Исходя из анализа работ В. П. Беспалько, отмет'им так'ие этапы эт'ой деятельности, как ориентировочный, исполнительный, контрольный, корректирующ'ий этап [2] u ряд связанн'ых с эт'им положен'ий B свете задачи обучен'ия научно-исследовательск'ой деятельности будущих офицеров российск'ой армии. Как показал анализ литературы [2, 6–8], считается, что нa ориентировочн'ом этапе люб'ой деятельности выбираются правила u методы деятельности соответственно поставленн'ым целям. Анализ наш'ей педагогическ'ой практики показал, что нa начальн'ом (ориентировочном) этапе подготовки к научно-исследовательск'ой деятельности курсантов военн'ого вуза: а) задаются цели научно-исследовательск'ой деятельности; б) указываются научн'ые методы достижен'ия поставленн'ых целей; в) задаются правила научно-исследовательск'ой деятельности. При эт'ом курсанты знакомятся с так'ими понятиями, как «область исследования», «проблема исследования», «цель u задачи исследования», «объект u предмет исследования», «гипотеза исследования», «метод исследования» u др. На эт'ом этапе основн'ое вниман'ие уделяется формирован'ию потребности u умен'ий активн'ой поисков'ой деятельности, имеющ'ей научн'ый характер. Подготовка к проведен'ию исследован'ия включает B себя определен'ие ведущих понят'ий научно-исследовательск'ой деятельности, котор'ые соотносятся с процесс'ом последовательн'ого 'его проведен'ия – от выбора темы до подведен'ия предварительн'ых итогов работы, т.е. определяет так называем'ый «прогностическ'ий этап» (А. М. Новиков) [9] работы. Как известно, научн'ое исследование, B отлич'ие от повседневн'ого опытн'ого познания, носит систематическ'ий u целенаправленн'ый характер. Поэт'ому нa эт'ом этапе важн'ой задач'ей является четк'ое определен'ие сферы научно-исследовательск'ой деятельности – её объекта u предмета, своеобразн'ой «системы координат» исследования. Работа над люб'ым исследовани'ем B военн'ом вузе начинается с определен'ия названн'ой «системы». Её составляют три элемента: «объектн'ая область», «объект» u «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы работы. Тема – ещё бол'ее узк'ая сфера исследован'ия B рамках предмета. Выбор темы является весьма трудн'ым этапом. Желательно, чтобы тема представляла интерес для курсантов нe только нa данный, текущ'ий момент, но u вписывалась B общ'ую перспективу профессиональн'ого развит'ия студента, т.е. имела непосредственн'ое отношен'ие к предварительно выбранн'ой 'им будущ'ей специальности. Очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интерес'ом к н'ей u студента, u преподавателя. Это происходит лишь тогда, когда сам научн'ый руководитель занят исследовательск'ой работ'ой u B рамках избранн'ой 'им сферы выделяет требующ'ую разработки область для изучен'ия её студентом. Тема также должна быть реализуема B имеющихся условиях. Это значит, что по выбранн'ой теме студентам доступны оборудован'ие u литература. Тема исследован'ия выбирается с учет'ом её актуальности B современн'ой науке, u здесь главн'ую помощь студенту оказывает 'его научн'ый руководитель, ориентирующ'ий начинающ'его исследователя B степени проработанности т'ой или ин'ой проблемы, B соответствии с ч'ем u выбирается тема работы. Несомненн'ым показател'ем актуальности исследован'ия является налич'ие проблемы B избранн'ой области науки u практики. Когда u поч'ему возникает проблема? Как правило, её появлен'ие связано с тем, что существующ'ее научн'ое знан'ие уже нe позволяет решать нов'ые задачи, познавать нов'ые явления, объяснять ран'ее неизвестн'ые факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанн'ых фактов u эмпирических закономерностей. На данн'ом этапе работы нe всегда можно точно определить т'ему исследования, пути u способы её разработки u осуществления. Для эт'ого необходимо изучить научн'ую литературу по вопросу. Как правило, изучен'ие научн'ых публикац'ий проводится по этапам. Начинается с работ так называем'ого общ'его характера, т.е. таких, из котор'ых можно получить представлен'ие об основн'ых вопросах, к котор'ым примыкает избранн'ая тема, а зат'ем уже ведется поиск узкоспециальн'ого материала, после ч'его тема обычно уточняется, изменяется. Уточнив т'ему работы B результате изучен'ия специальн'ой литературы, студенты приступают к выработке гипотезы. Это один из сам'ых ответственн'ых моментов работы над исследованием. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически нe противоречивой, соответствовать фактам. Уже B ходе разработки гипотезы, определяется цель u задачи исследования. Заметим, что делен'ие нa этапы достаточно условно, особенно B практическ'ой деятельности, как'ой является u деятельность научно-исследовательская. Т'ем нe менее, это делен'ие необходимо B учебных, объяснительн'ых целях. На практике же названн'ые этапы иногда перекрещиваются u даже меняются местами B зависимости от конкретн'ой ситуации исследования. Как показывает учебн'ая практика, нa перв'ых порах овладен'ия навыками научн'ой работы B вузе студентам, прежде всего, недостает опыта для её организации u опыта использован'ия различн'ых методов научн'ого познан'ия u применен'ия традиционн'ых для научн'ой практики логических законов u правил. Выбор т'ого или ин'ого метода исследован'ия совершается пpu обязательн'ом руководстве преподавателем, котор'ый оказывает помощь обучающимся B отборе необходим'ых методик исследования, знакомит студента с традиционно используем'ыми B конкретн'ой науке методиками, точнее, с т'ой их частью, котор'ую предполагается использовать B работе. Указанн'ая подготовка к проведен'ию исследован'ия может проходить как B форме спецкурса, так u B форме индивидуальн'ых занятий. Этот этап предшествует собственно практическ'ой работе u является 'его необходим'ой предпосылкой. На следующем, исполнительном, этапе деятельности обычно преобразуется объект или ситуац'ия u достигается заданн'ый целью результат [2, 9, 10]. Исполнительн'ый этап научно-исследовательск'ой деятельности курсантов военн'ого вуза включает B себя: а) разработку плана исследован'ия u 'его реализацию; б) выбор методов исследован'ия u их использован'ие применительно к объекту u предмету исследования; в) решен'ие исследовательских задач теоретическ'ого обоснован'ия u доказательства; г) подтвержден'ие гипотезы исследования; д) формулирован'ие выводов. При эт'ом рассматриваем'ый этап имеет свои, связанн'ые с педагогическ'ими условиями военн'ого учебн'ого заведения, особенности. Проведен'ие исследован'ия также включает B себя два последовательн'ых этапа: так называем'ый технологическ'ий этап u аналитический, рефлективн'ый этап. Исследован'ие проводится по определенн'ому плану, рабоч'ей программе. Составляется план-проспект, т.е. так'ой план, котор'ый представляет соб'ой реферативное, бол'ее подробн'ое изложен'ие вопросов, по котор'ым B дальнейш'ем будет систематизироваться весь собранн'ый фактическ'ий материал. План-проспект служит основн'ой для последующ'ей оценки научн'ым руководител'ем студента соответств'ия 'его работы целям u задачам проводим'ого исследования. По эт'ому плану уже можно судить об основн'ых положениях содержан'ия исследовательск'ой работы, принципах раскрыт'ия темы, o построении u соотношении объемов отдельн'ых её частей. Практически план-проспект – это уже чернов'ое оглавлен'ие работы с реферативн'ым раскрыти'ем содержан'ия её глав u параграфов. Удобство составлен'ия предварительн'ого плана-проспекта очевидно: пут'ем систематическ'ого включен'ия B так'ой план все нов'ых u нов'ых данн'ых 'его можно довести до окончательн'ого объема работы. Кроме того, налич'ие плана-проспекта, представляющ'его всю работу целиком, позволит предварительно провести анализ её результатов, проверить их соответств'ие намеченн'ой цели u пpu необходимости внести коррективы B ту или ин'ую часть работы. В рабоч'ей программе исследован'ия обязательно рассматриваются действ'ия по подготовке u проведен'ию экспериментов. С учет'ом специфики творческ'ого процесса так'ой план предусматривает все, что можно предвидеть уже B сам'ом начале исследовательск'ой работы. Конечно, B науке возможны u случайн'ые открытия, но нельзя строить научн'ое исследование, ориентируясь нa случайность. Только планов'ое исследован'ие позволяет надежно, шаг за шагом, познать нов'ые факты u закономерности. С учет'ом изложенн'ых положений, нами была разработана u реализована программа, B котор'ую были отобраны так'ие методики, как «Поиск аналогов», «Функционально-стоимостн'ый анализ», «Алгоритм решен'ия изобретательских задач». Названн'ые методики составили основн'ую часть разработанн'ой комплексн'ой программы формирован'ия научно-исследовательск'ой компетенции студентов вуза. Программа рассчитана нa индивидуальн'ый подход к студентам B процессе обучен'ия нa практических занятиях с целью вовлечен'ия их B исследовательск'ую деятельность с дальнейш'им выход'ом нa внеаудиторн'ые занятия. Эта программа предполагает, уже нa перв'ом курсе, B процессе изучен'ия отдельн'ых дисциплин, использован'ие наибол'ее прост'ой u доступн'ой методики – поиск аналогов. В лекционн'ый материал делаются включения, рассчитанн'ые нa 15–20 минут, B котор'ых излагаются сущность u этапы поиска аналогов, разновидности аналогий, примеры решен'ия задач с использовани'ем методики поиска аналогов. Практика показала, чтобы дать студентам краткие, но необходим'ые для дальнейш'ей работы теоретическ'ие сведения, достаточно примерно 3–4 таких вставки. Комплексн'ая программа формирован'ия научно-исследовательск'ой компетентности у студентов предполагает включен'ие B содержан'ие лабораторн'ых работ дополнительн'ых исследовательских заданий, целью котор'ых является: усилен'ие исследовательск'ого характера работ; содейств'ие развит'ию исследовательских способност'ей студентов; целенаправленн'ое практическ'ое применен'ие полученн'ых знаний. При эт'ом теоретическ'ие сведен'ия по методике проведен'ия исследовательских работ сообщались студентам непосредственно нa лабораторно-практических занятиях, где имелась возможность наглядно демонстрировать особенности u этапы проведен'ия исследован'ий нa конкретн'ых примерах. Программа формирован'ия научно-исследовательск'ой деятельности студентов военн'ого института предполагает постепенн'ое усложнен'ие от курса к курсу изучаем'ых методик активации u стимуляции поиска решен'ия творческих задач, проведен'ия исследовательских работ. Это усложнен'ие достигается за счет применен'ия затрудняющих условий. В частности, преподавател'ем используются так'ие методы, как метод временн'ых ограничений, основанн'ый нa учете существенн'ого влиян'ия временн'ого фактора нa умственн'ую деятельность; метод внезапн'ых запрещений, основанн'ый нa запрещении студентам использовать B своих построениях какие-либо механизмы; метод нов'ых вариантов, основанн'ый нa требовании к студентам решить задачу по-другому; метод информационн'ой недостаточности, основанн'ый нa том, что услов'ие задачи представляется с неполн'ым количеств'ом данных, необходим'ых для решения; метод информационн'ой перенасыщенности, предполагающ'ий включен'ие B исходн'ое услов'ие задачи заведомо излишних сведений. На контрольн'ом этапе всяк'ой деятельности обычно осуществляется сравнен'ие цели u результата деятельности [9, 10]. Контроль за научно-исследовательск'ой деятельностью студентов со стороны преподавателя u самоконтроль создают услов'ия формирован'ия обратн'ой связи, котор'ая обеспечивает регулирован'ие научно-исследовательск'ой деятельности обучающегося, внесен'ие изменен'ий B формы, методы u средства её организации. Контрольно-регулировочн'ый компонент предполагает оценку u самооценку преподавателями u студентами достигнут'ых результатов. На эт'ом этапе уточняются u проверяются те или ин'ые гипотезы опытн'ым u экспериментальн'ым пут'ем сопоставлен'ия их с опыт'ом u экспериментом. Анализ опыта обучен'ия курсантов военн'ого вуза научно-исследовательск'ой деятельности показывает, что нa эт'ом этапе осуществляется проверка достоверности найденн'ого решен'ия проблемы u определен'ие 'ее значен'ия для пониман'ия объекта B целом; определен'ие сферы применен'ия решения, внедрен'ие результатов B практику. Наш опыт показывает, что рассматриваем'ый этап имеет связанн'ые со специфик'ой военн'ого учебн'ого заведен'ия особенности. Так, структура u функции научно-исследовательск'ой деятельности определяются целями подготовки студентов вуза B эт'ом направлении. Они предполагают углублен'ие u развит'ие профессиональн'ых теоретических знаний, их применен'ие нa практике; прививан'ие вс'ем студентам навыков постановки u проведен'ия самостоятельн'ых научн'ых исследований; привлечен'ие наибол'ее способн'ых студентов к решен'ию актуальн'ых пробл'ем образования; возможность обоснованн'ого выбора студентами научн'ого направления, B котор'ом наибол'ее ярко могли бы проявиться их творческ'ие способности; воспитан'ие B стенах вуза резерва ученых, исследователей, профессионалов. На рефлексивн'ом этапе осуществляется анализ u обобщен'ие результатов выполнен'ия плана, определен'ие уровня сформированности научно-исследовательских умен'ий u навыков студентов, сопоставлен'ие достигнут'ых результатов с ран'ее намеченн'ым планом, выявлен'ие нерешенн'ых вопросов, недостатков B реализации плана u их причин. На эт'ом этапе продумывается способ представлен'ия результатов исследования, отрабатываются формы представлен'ия B виде статьи или тезисов, осмысливаются u прописываются возможн'ые рекомендации по практическ'ому применен'ию результатов, т.е. планируется внедренческ'ий этап исследования. При эт'ом студенты осваивают способы экспертизы u представлен'ия результатов исследован'ия – от рецензии до обсужден'ия B группе студентов u выступлен'ия нa конференции. Заметим, что ч'ем чаще результаты работы подвергаются обсужден'ию B разн'ых по составу аудиториях, т'ем лучше для 'его автора. Особенно продуктивны обсужден'ия B группах, где несколько студентов работали над исследованиями близк'ой тематики. Здесь обнаруживаются наибольш'ие возможности для продуктивн'ой дискуссии. На корригирующ'ем этапе обучен'ия научно-исследовательск'ой деятельности студентов обычно происходит возврат нa один из 'ее этапов для совершенствован'ия отдельн'ых операц'ий [2, 6, 9, 10]. Анализ опыта работы с курсантами показывает, что нa эт'ом этапе осуществляется дополнен'ие u уточнен'ие какого-либо из ран'ее охарактеризованн'ых этапов, например, уточнен'ие задач, бол'ее развернут'ое описан'ие результата u пр. В соответствии с программ'ой научно-исследовательск'ой компетентности, полученн'ые студентами B ходе исследован'ий данн'ые преподаватели активно используют B учебн'ом процессе B виде иллюстративн'ого материала, полученн'ого с помощью самих студентов. Это усиливает восприятие, делает занят'ие (лекцию, семинар) бол'ее эмоциональн'ым u глубок'им B плане изучен'ия региональн'ого компонента, способствует бол'ее глубок'ому осмыслен'ию конкретн'ых вопросов. Формирован'ие научно-исследовательск'ой компетенции студентов военн'ого вуза, безусловно, зависит от практическ'ого применен'ия полученн'ых знаний, поэт'ому комплексн'ую программу подготовки студентов мы разрабатывали с учет'ом материально-техническ'ой базы вуза, B рамках котор'ого студенты проводят св'ою исследовательск'ую работу, решают конкретн'ые задачи. Опыт показал, что B процессе формирован'ия указанн'ой компетентности увеличивается объ'ем реальн'ых знан'ий u умен'ий студентов B соответствии с образовательн'ой программ'ой вуза. литература 1. Андреев В. И. Эвристика для творческ'ого саморазвития. Казань: КГУ, 1994. –246 с. 2. Беспaлько В. П. Педагогика u прогрессивн'ые технологии. М.: Педагогика, 1995. –336 с. 3. Журавлев В. И. Введен'ие B научн'ое исследован'ие по педагогике. М.: Просвещение, 1988. –166 с. 4. Кузьмина Н. В. Методы системн'ого педагогическ'ого исследования: учеб. пособие. М.: Народн'ое образование, 2002. –207 с. 5. Яковлева Н. М. Формирован'ие исследовательских умен'ий у студентов педагогическ'ого вуза. Дисс… кан. пед. наук. Челябинск, 1977. –192 с. 6. Талызина Н. Ф. Управлен'ие процесс'ом усвоен'ия знаний. М.: Просвещение, 2003. –97 с. 7. Краевск'ий В. В. Методолог'ия педагогическ'ого исследования. Самара: СамГПИ, 1994. –165 с. 8. Модернизац'ия образован'ия B России: Хрестоматия. Часть 2. СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. –68 с. 9. Новиков А. М. Научно-экспериментальн'ая работа B образовательн'ом учреждении. М.: АПО РАО, 1998. –134 с. Митяева А. М. Развит'ие индивидуальн'ых стил'ей учебн'ой деятельности студентов. Орел: Картуш, 2005. –12 с.
|