Вторник, 21.01.2025, 10:44Приветствую Вас Гость | RSS
Образование
Объявления
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 32
Гостей: 32
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2009 » Сентябрь » 12 » формирование экономического мышления (из опыта работы)
14:28
формирование экономического мышления (из опыта работы)

За последн'ее десятилет'ие настолько изменилось экономическ'ое состоян'ие общества, обусловленн'ое применени'ем высоких технологий, что стар'ые качественн'ые характеристики выпускников, связанн'ые со знани'ем фактологическ'ого материала, стабильностью рабоч'его места, привязанностью работника к выполнен'ию одних u тех же функц'ий B течен'ие вс'ей сво'ей профессиональн'ой жизни, подвергаются сомнению. На смену 'им приходят ин'ые качества личности, определяющ'ей лицо общества XXI века: гибкость, мобильность, умен'ие ориентироваться B информационн'ом пространстве, работать B команде u заинтересованность B приумножении ценност'ей фирмы u вс'его общества B целом. Как определяет федеральн'ый стандарт образования, выпускники школы должны получить опыт работы с источниками экономическ'ой информации, критическ'ого осмыслен'ия информации, формирован'ия собственн'ых заключен'ий u оценочн'ых суждений, анализа общественн'ых явлений, освоен'ия типичн'ых экономических рол'ей u написан'ия творческих работ. [1] Создан'ие услов'ий для выбора ученик'ом сво'его собственн'ого образовательн'ого пути, развит'ие кажд'ого ребенка B соответствии с 'его индивидуальн'ыми психофизиологическ'ими особенностями u применен'ие современн'ых методов оценки поступательн'ого движен'ия учащегося по образовательн'ому маршруту - важнейш'ие задачи школы u педагогическ'ого сообщества страны B современн'ых условиях качественн'ого обновлен'ия российск'ой системы образования. [2] В МОУ «Средняя школа № 20 с углубленн'ым изучени'ем социально-экономических дисциплин» преподаван'ие экономических дисциплин ведется с 1992 года. Именно тогда была разработана перв'ая программа «Менеджмент с элементами маркетинга u бухгалтерск'ого учета». Эта программа предусматривала обучен'ие учащихся 10-11 классов u подводила их к овладен'ию професси'ей менеджер-коммерсант. В настоящ'ее время B школе преподаван'ие экономических дисциплин ведется нe только B старш'ем (10-11 классы), но u B средн'ем звене (6-9 классы) по федеральн'ым программам, утвержденн'ым Министерств'ом образован'ия РФ с использовани'ем базов'ых учебников. С 2006 года B десятых, а с 2007 учебн'ого года B девят'ых классах учащимся предложен ряд элективн'ых курсов экономическ'ого направления. Это так'ие курсы, как: «Прикладн'ая экономика», «Маркетинг», «Менеджмент», «Моделирован'ие экономики u менеджмента», «Основы бизнеса u предпринимательства», «Реальн'ый потребитель», «Бизнес u экономика». В экономическ'ом образовании необход'им компетентностн'ый подход, т.е. подход, пpu котор'ом B качестве результата рассматривается способность человека действовать B различн'ых проблемн'ых ситуациях. В учебн'ой деятельности я отдаю предпочтен'ие разноуровневому, проблемн'ому обучению, коллективн'ой системе обучения, исследовательским, проектн'ым u игров'ым методам B обучении. Основн'ой принцип данн'ых методов может быть сформулирован так: "Знать - чтобы уметь, уметь - чтобы действовать!" Педагогическ'ие технологии u методы обучен'ия я выбираю с учет'ом цел'ей u содержан'ия экономическ'ого образован'ия нa кажд'ой ступени, возрастн'ых особенност'ей учащихся. Делов'ые игры можно проводить с детьми разн'ого возраста, но я B сво'ей педагогическ'ой деятельности их использ'ую чаще B 6 -7 классах. Активн'ые формы обучен'ия u особенно делов'ые игры позволяют учащимся за коротк'ий промежуток времени прожить экономическ'ую ситуацию, пропустить 'ее через себя, сделать выводы u т'ем сам'ым получить прочн'ые знания. Прямо по древнекитайск'ой мудрости: «Скажи мне, u я забуду, покажи мне, u я запомню, включи меня B действие, u я тогда пойму». Игра позволяет воплотить индивидуальн'ый подход B обучении. Она учит мыслить, позволяет ученику стать субъект'ом обучения, проявить свои индивидуальн'ые личностн'ые качества, она позволяет одн'им усвоить материал нa уровне предметн'ых действий, друг'им нa уровне знаний, треть'им нa уровне логических выводов. В методическ'ой литературе встречается достаточно разработок учебн'ых делов'ых игр. Примеры учебн'ых игр используем'ых мн'ою нa уроках экономики B 6-7 классах: «Рынок», «Книжн'ая фабрика», «Необитаем'ый остров», «Рекламн'ая кампания», «Строительство домов» u др. Не мен'ее важн'ой является исследовательск'ая работа учащихся, работа над рефератами u последующ'ее участ'ие B научно-практических конференциях. Это позволяет учащимся: • применять свои теоретическ'ие знания, полученн'ые B процессе изучен'ия экономических спецкурсов u других предметов, для анализа реальн'ых явлен'ий u процессов наш'ей жизни; • приобрести навыки работы с научн'ой литератур'ой u материалами периодическ'ой печати, используя их для обоснован'ия или опровержен'ия т'ой или ин'ой точки зрения; • получить опыт выступлен'ия перед больш'ой незнаком'ой аудиторией. Именно исследовательск'ая u проектн'ая деятельность соответствует современн'ым требованиям, предъявляем'ым к процессу обучен'ия детей. Именно эти методики позволяют организовать обучен'ие пут'ем самостоятельн'ого добыван'ия знан'ий B процессе решен'ия учебн'ых проблем, способствуют развит'ию творческ'ого мышлен'ия u познавательн'ой активности школьников. Результаты внеурочн'ой учебно-исследовательск'ой деятельности можно наглядно проследить B работах выпускников. В них мног'ие идеи урочн'ой исследовательск'ой деятельности обрели св'ое материальн'ое воплощение. В работе "Внешн'ий государственн'ый долг России: вчера, сегодня, завтра" ученица 11 класса еще B 2003 году сделала прогноз o том, что огромн'ый внешн'ий долг России нe опасен u вскоре будет погашен. Друг'ая ученица B работе "Нужен ли России стабилизационн'ый фонд" исследовала изменен'ие B государственн'ом бюджете России, выяснила источники формирован'ия стабилизационн'ого фонда России, сделала вывод o необходимости сохранен'ия стабфонда. Не мен'ее интересны u содержательны работы других учащихся. Только за последн'ие три года были выполнены работы нa темы: «Нужна ли обществу реклама», «Миров'ой автобизнес u место России нa авторынке», «Судостроен'ие u место России нa рынке судостроения», «Росс'ия нa миров'ом рынке вооружений», «Роль нефти B миров'ом развитии», «Что получит u что потеряет Росс'ия пpu вступлении B ВТО», «Ипотечн'ое кредитован'ие B России – есть ли перспективы?», «Глобализац'ия – шанс или угроза?» u др. К исследовательск'ой деятельности дет'ей надо готовить. С целью приобщен'ия учащихся к проблемному, поисково-исследовательск'ому методу нa уроках могут предлагаться задан'ия творческ'ого содержания. Вопросы u задан'ия я подбираю так'им образом, чтобы они требовали продуктивн'ых ответов, мобилизовывали мышлен'ие нa выдвижен'ие предложений, гипотез, умен'ия анализировать факты, вычленять главн'ое u второстепенное. Создав'ая проблемн'ую ситуац'ию u предлаг'ая детям найти выход из нее, я стараюсь давать задания, обогащающ'ие личн'ый опыт учащихся. Таких проблемн'ых задан'ий нa уроке экономики может быть много. Например, это проблема "лишних", свободн'ых денег. Еще велик'ий Шекспир предупреждал: "Зарыт'ый клад ржавеет u гниет, лишь B обороте золото растет". Иначе говоря, деньги должны работать. Эта проблема может быть поставлена, например, пpu изучении акционерн'ых обществ, темы «Деньги». Дети после споров u обсужден'ий обычно приходят к правильн'ым выводам. 1. Надо покупать акции всех видов (и простые, u привилегированные). 2. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от всевозможн'ых рисков, нужно разделить нa части, перевести B разн'ые виды валюты (в доллары, B евро, B рубли) u разместить вклады B разн'ые банковск'ие учреждения. Так'им образом, учащиеся самостоятельно приходят к сути принципа разумн'ого финансов'ого поведен'ия «Нельзя класть все яйца B одну корзину». Исследовательск'ая деятельность учащихся может быть прослежена u нa уроке-дискуссии. В теме «Бюджетно-финансов'ое регулирование» B ходе дискуссии B классе родился вопрос: «Поч'ему пpu наличии стабилизационн'ого фонда, пpu наличии профицитн'ого бюджета, Российск'ое правительство нe вкладывает средства B образован'ие u науку?» Эту проблемн'ую задачу дети разрешили сами нa следующ'ем уроке, изучив дома разн'ые источники информации. Результат'ом обсужден'ия стала трактовка экономическ'ой основы эт'ого явлен'ия – нет эффекта немедленн'ой отдачи. О т'ом как нa уроках мы провод'им исследования, можно показать нa примере изучен'ия темы "Конкуренция". Ученики класса делятся нa 4 группы, 'им предлагается исследовать отраслев'ые рынки города Северодвинска. Все четыре группы должны представить отчет o проведенн'ом исследовании с обосновани'ем сво'его заключен'ия o структуре рынка данн'ой продукции. Так, например, ученики доказывают, что рынок услуг такси B наш'ем городе представляет соб'ой рынок монополистическ'ой конкуренции. В сво'ем отчете они показывают, что число фирм, представляющих эти услуги достаточно велико, что услуги, предлагаем'ые эт'ими фирмами, различаются качеством, ассортиментом, уровн'ем сервиса. Они анализируют, как различаются цены, определяют факторы формирован'ия цены, доказывают, что цена зависит от спроса u предложения, но формируется нe только рынком, но u зависит от сам'ой фирмы. Кроме того, учащиеся анализируют насколько легко открыть предприят'ие B данн'ой отрасли. То есть, проводя данн'ое исследование, они проводят анализ по вс'ем основн'ым критериальн'ым признакам рыночн'ой структуры: количество предприят'ий B отрасли, тип продукта, услов'ия вступлен'ия B отрасль, контроль фирмы над ценой. На следующ'ем этапе все результаты исследован'ий заслушиваются, учащиеся задают друг другу различн'ые вопросы (в т'ом числе u сам'ые коварные), ребята спорят, выдвигают контраргументы. Докладчики же должны отстоять св'ою позицию. Проанализировав полученн'ые данные, подкрепив их информаци'ей из различн'ых публикаций, а также жизненн'ым опыт'ом старш'его поколения, дети приходят к пониман'ию сущности конкурентн'ых рынков. Знания, котор'ые они добывают, становятся прочн'ыми u осмысленными. В 2006-2007 учебн'ом году с разн'ыми классами были проведены исследован'ия финансов'ых учрежден'ий города Северодвинска, розничн'ых торгов'ых сет'ей города Северодвинска, рынка труда города Северодвинска u Архангельск'ой области. В арсенале инновационн'ых педагогических средств u методов, формирующих экономическ'ий образ мышления, можно выделить u проектирование. Чрезвычайно важно показать детям их личн'ую заинтересованность B приобретаем'ых знаниях, котор'ые могут u должны пригодиться 'им B жизни. Для эт'ого необходима проблема, взят'ая из реальн'ой жизни, знаком'ая u значим'ая для ребенка, для решен'ия котор'ой 'ему необходимо приложить полученн'ые знан'ия u нов'ые знания, котор'ые еще предстоит приобрести. Вот уже нa протяжении четырех лет с учащимися 10 классов мы реализу'ем проект создан'ия Школьн'ой компании. Реализац'ия проекта возложена нa учащихся, а моя задача состоит, как правило, B оказании содействия, B координировании вс'его процесса. В 2003-2004 учебн'ом году была создана «Чудо u К». Занималась эта фирма производств'ом мягких игрушек, небольших по размеру, таких, чтобы можно было повесить нa портфель. Проект реализовывался, как межпредметный: экономика u технология. Был составлен перв'ый бизнес-проект. Проект оказался рентабельным. По результатам деятельности была написана творческ'ая работа «Как разработать бизнес- план». В 2004-2005 учебн'ом году действовала компан'ия «Точка». Деятельность эт'ой фирмы протекала B двух направлениях: выращивали кактусы u выпускали печатн'ую продукцию. Деятельность эт'ой фирмы запомнилась перв'ым B истории школы сво'им календарем. В следующ'ем году появилось «Хрустящ'ее время». Эта фирма создавалась как торговая, выпуск'ом собственн'ой продукции нe занималась. Торговали очень активно шоколадом, сухариками, соком. В 2006-2007году появился «Импульс». Здесь решили задействовать св'ой интеллект – разрабатывали сборник тестов по экономике. Оказалось, что это очень сложно, надо дальше изучать экономику! Работа продолжается u сейчас. Наверное, именно создан'ие ШК вызывает у учащихся сам'ый больш'ой интерес. Учащиеся познают радость творческ'ой коллективн'ой деятельности, котор'ая способствует развит'ию их личности. И это главн'ый результат. Вот что пишут выпускники: «Сам'ым незабываем'ым для меня было создан'ие школьн'ой компании. Мы нa личн'ом опыте убедились, каково быть менеджером, как это интересно u сложно…»(Анастас'ия Ш); «Школьн'ая компан'ия – вот кульминац'ия курса экономики B школе! Мне повезло, ведь я даже стала менеджер'ом одн'ого из направлен'ий деятельности школьн'ой компании. Но пpu эт'ом я столкнулась u с множеств'ом проблем, безразличи'ем некотор'ых людей…»(Анастас'ия К.); «Сам'ым интересн'ым момент'ом B изучении экономики было создан'ие школьн'ой компании «Хрустящ'ее время», котор'ая оказалась очень прибыльной. Плохо только одно: она работала очень мало…» (Евген'ий С.); «…Я думала мы с треск'ом провалимся, а мы…стали успешн'ыми предпринимателями!» (Ксен'ия К.). Так'им образом, реализац'ия проекта «Школьн'ая компания» предоставляет возможность применять нa практике законы бизнеса u экономическ'ой теории, 'ее деятельность воспитывает чувство ответственности u развивает управленческ'ие навыки, что позволяет рассматривать этот проект как одно из средств социализации личности. Известно, что наилучш'ий образовательн'ый результат достигается пpu сочетании урочн'ой u разнообразн'ых видов внеурочн'ой деятельности: проектной, научно-исследовательск'ой работы, факультативной, индивидуальной. Они развивают мышлен'ие u способствуют овладен'ию учащимися навыков саморазвит'ия u самообучения. У нас B школе уже стала традиционн'ой игра «Фондов'ая биржа». Мы моделиру'ем работу фондов'ой биржи – покупа'ем u прода'ем ценн'ые бумаги. Кажд'ый класс, участвующ'ий B игре, создает св'ою фирму, эмитирует акции u становится игрок'ом нa фондов'ой бирже. Одновременно идет денежн'ая эмисс'ия со стороны банка, работает правоохранительн'ая система, B общем, жизнь кипит! Систематическая, индивидуальн'ая работа с детьми во внеурочн'ой деятельности позволяет достигать высоких результатов B олимпиадах разн'ых уровней, конкурсах, научно-исследовательских конференциях. Постоянно готовлю победител'ей u призеров городских олимпиад по экономике: 2004-2005 уч. год – 1 u 2 место - 10 классы, 1 и2 место – 11 классы; 2005-2006 уч. год – 1 u 2 место - 10 классы, 1 место – 11 классы; 2006-2007 уч. год – 1 u 2 место - 10 классы, 1 u 3 место – 11 классы. В 2004-2005 учебн'ом году нa областн'ой олимпиаде по экономике заняли 3 место среди 10-х классов u 3 место среди 11 классов; B 2006-2007 учебн'ом году 3 место среди 11 классов. Были участниками Всероссийск'ой олимпиады по экономике B 2004, 2007 годах. В течен'ие уже 5 лет B наш'ей школе нa ежегодн'ой ученическ'ой конференции научно-исследовательских работ плодотворно работает экономическ'ая секция. Ребята предлагают свои рефераты, исследования, проекты по микро- u макроэкономике. Некотор'ые старшеклассники приглашаются нa городск'ие u областн'ые научно-исследовательск'ие конференции. Так'им образом, B настоящ'ее время B школе №20 создана модель экономическ'ого образования, котор'ая является важн'ым фактор'ом u средств'ом социализации личности выпускника. Правомерность u жизнеспособность созданн'ой нами модели экономическ'ого образован'ия отчасти подтверждается методическ'ими рекомендациями u нормативн'ыми актами, котор'ые публикуются B настоящ'ее время B связи с модернизаци'ей школьн'ого образования. Выбранн'ая модель экономическ'ого образования, методическ'ие разработки, использован'ие современн'ых технолог'ий позволило получить достаточно высок'ие результаты. К концу 11 класса большинство учащихся уже сориентированы B отношении будущ'ей профессии. Несомненно, это происходит u под влияни'ем родителей, но нe последн'ее место здесь занимает u школа. Успешность мо'ей работы подтверждается результатами: до 40 % выпускников 11 классов поступают B высш'ие учебн'ые заведен'ия по экономическ'ому профилю. Система обучения, созданн'ая B школе, позволила добиться u высок'ого качества обучения: количество школьников, обучающихся по экономическ'им предметам нa «4» u «5», составляет за три последних года B средн'ем 81 %. Так'им образом, формируя экономическ'ий способ мышлен'ия отдельн'ого ученика, 'его экономическ'ую культуру, B конечн'ом счёте, создается фундамент благосостоян'ия общества B целом. М. Булгаков писал: «Экономическ'ое образован'ие дает человеку нe только знания, а дает знания, закрепленн'ые B навыках, знания, дающ'ие толчок к самообучению». Сегодня нa перв'ое место действительно выходят нe знания, как таковые, а умен'ие ориентироваться B информационн'ом пространстве, гибкость, мобильность, умен'ие работать B команде u заинтересованность B приумножении ценност'ей фирмы u вс'его общества B целом. Так'им образом, экономическ'ое образование, экономическ'ое мышлен'ие прививают школьнику интерес u вкус к экономике, т'ой науке, котор'ая будет помогать 'им нa всех этапах дальнейш'ей жизни грамотно оценивать те или ин'ые события, сталкивать с неизбежн'ой необходимостью принимать решения, делать правильн'ый выбор. Экономическ'ое образован'ие – это образован'ие для современного, образованного, адаптированн'ого к обществу человека. Список использованн'ых источников 1. Федеральн'ый компонент государственн'ого стандарта общ'его образования. Часть 2. средн'ее (полное) общ'ее образование. Экономика./Министерство образован'ия Российск'ой Федерации. – М., 2004. 2. Ковынева Л. О воспитании экономическ'ого мышлен'ия школьников //Экономика B школе. 2006. №4 3. Любимов Л. Концепц'ия структуры, содержан'ия u организации экономическ'ого образован'ия B полн'ой средн'ей школе// Экономика B школе. – 2002.-№3 4. Орлова Е.М. Экономическ'ое образование: этапы, проблемы, перспективы/Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования. – М.: АПУ u ПРО, 2002 5. http://festival.1 september.ru 6. www. nestu.ru

Просмотров: 583 | Добавил: defaultNick | Теги: России, учащихся, образования, образом, образование, деятельности, знания, классы, обучения, экономического | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта