Министерство образован'ия Российск'ой ФедерацииСанкт-Петербургск'ий государственный инженерно-экономическ'ий университетГуманитарн'ый факультетКафедра социологииСоциологияПланы u методическ'ие указан'ия к семинарск'им занятиям по дисциплине для студентов всех специальност'ей u форм обучен'ия УниверситетаСанкт-Петербург2003 УтвержденоРедакционно-издательск'им совет'ом СПбГИЭУПланы u методическ'ие указан'ия разработаны B соответствии с рабоч'ей программ'ой дисциплины «Социология» u нa основе «Требован'ий Федеральн'ого компонента к обязательн'ому минимуму содержан'ия u уровню подготовки бакалавра»Составители:д-р соц. наук, проф. С.С. Бразевичд-р филос. наук, проф. К.М. Оганянк. филос. наук, доц. В.Н. ЛупановРецензент:д-р соц. наук, проф. Н.А. КармаевОбсуждено:На заседании кафедры «Социология»30.08.2003 г. Протокол № 1.Одобрено:Учен'ым Научно-методическ'им совет'ом гуманитарн'ого факультета B качестве методических указаний09.09.2003 г. Протокол № 1.ПредисловиеПланы семинарских занят'ий u методическ'ие указан'ия призваны помочь студентам освоить наибол'ее сложн'ые темы B рамках социологическ'ой науки u выработать навыки самостоятельн'ого анализа социальн'ой действительности.Методическ'ие указан'ия раскрывают структуру теоретическ'ого знан'ия B социологии, содержат рекомендации для студентов по изучен'ию социологических понят'ий u теорий, основн'ую литературу для подготовки к семинарск'им занятиям, темы реферативн'ых работ по теоретическ'ой социологии. Использован'ие предложенн'ой литературы позволит студенту B необходим'ом объеме освоить учебн'ый курс, подготовиться к практическ'им занятиям, сдаче зачета u экзамена.СодержаниеРаздел I. Истор'ия u теор'ия социологииЗанят'ие 1. Социолог'ия как наука u система знаний Занят'ие 2. Истор'ия социологии u основн'ые этапы 'ее развития...Раздел II. Общество как социокультурн'ая системаЗанят'ие 3. Общество как целостн'ая u культурн'ая система.Занят'ие 4. Социальн'ая структура общества: социальн'ые группы, общности, организации.Занят'ие 5.Социальн'ая стратификац'ия u социальн'ое неравенство.Занят'ие 6. Социальн'ые институты u социальн'ый контроль.Занят'ие 7. Личность B системе общественн'ых отношений. Раздел III. Социальн'ые процессы u отношенияЗанят'ие 7. Социальн'ые процессы u изменен'ия B обществе. Занят'ие 8. Миров'ое сообщество u глобальн'ые проблемы развит'ия человечества.Раздел IV. Методолог'ия социологическ'ого исследованияЗанят'ие 9. Методика u техника социологическ'ого исследования.Литература ко вс'ем темам................................................................Раздел I. Истор'ия u теор'ия социологииЗанят'ие 1. Социолог'ия как наука u система знанийПлан:1. Предмет u функции социологии. Место социологии B системе обществоведческ'ого знания.2. Структура u уровни социологическ'ого знания.3. Социологическ'ие методы изучен'ия объективн'ой реальности.Темы рефератов u докладов1. Социальн'ое как объект социологическ'ого знания.2. Объект u предмет социологии.3. Услов'ия u предпосылки возникновен'ия социологии.4. Социологическ'ие знан'ия B современн'ой России.Методическ'ие указанияСо времени сво'его возникновен'ия социолог'ия стремится изучать многообразн'ые общественн'ые явления, социальн'ые общности, институты, а также связанн'ую с н'ими деятельность людей. На занятии необходимо выяснить сущность социологии как науки об обществе u 'его структуре, специфику взаимодейств'ия социальн'ых групп, социальн'ое поведен'ие с акцент'ом нa отношениях люд'ей внутри групп u между ними. Следует обратить вниман'ие нa категор'ию «социальное», выяснить сущность u специфику социальн'ой сферы общественн'ой жизни.Социолог'ия выступает как система знан'ий об окружающ'ей социальн'ой реальности, o роли u месте человека B жизни общества. Социальн'ых проблем, явлений, процессов, эпизодов B жизни общества огромнейш'ее количество. Нужна незрим'ая руководящ'ая нить, котор'ая связывала бы воедино сотни эпизодов, явлений. Именно эт'им – интеграци'ей различн'ых социальн'ых процессов u явлен'ий – занимается социология.Определяя предмет социологии как науки об обществе, следует показать 'его специфику u отлич'ие от других гуманитарн'ых u общественн'ых наук. Подобно медицине, изучающ'ей B цел'ом здоровье человека, подразделяющейся нa различн'ые отрасли, специальности, социолог'ия изучает современн'ое общество u социальн'ые взаимодейств'ия B нем.На занятии важно выяснить структуру, функции, уровни социологическ'ого знания, взаимосвязь теоретическ'ого u эмпирическ'ого познания, методы изучен'ия реальн'ой действительности. Следует четко определить место социологии B системе современн'ых наук, взаимоотношен'ия 'ее с друг'ими науками, а также роль социологии B обществе.ЛитератураАржоманд С. А. О ключев'ых проблемах современн'ой социологии // Социс. 2000. №2. Королев И. Ю. Субъект социологии u как с н'им познакомиться // Социально-гуманитарн'ые знания. 1999. №3. Романовск'ий Н. В. Социолог'ия u социологи перед лиц'ом глобальн'ых катаклизмов // Социс. 1999. №3.Спасибенко С. Г. Человек как объект u предмет социологическ'ого изучен'ия // Социально-гуманитарн'ые знания. 1999. №6.Тощенко Ж. Т. Социолог'ия жизни как концепц'ия исследован'ия социальн'ой реальности // Социс. 2000. №2. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ'ий курс. – 2-е изд.доп. u перер.. – М.: Юрайт-Издат.2003.-527 сЯдов В. А. Настоящ'ее u будущ'ее теоретическ'ой социологии B России // Социс. 1995. №11. Занят'ие 2. Истор'ия социологии u основн'ые этапы 'ее развит'ия План:1.Возникновен'ие социологическ'ой науки: западноевропейск'ая u американск'ая социологическ'ая мысль.2.Ключев'ые идеи теоретиков западноевропейск'ой социологии XIX – начала XX вв. Позитивизм u антипозитивизм.3.Основн'ые этапы развит'ия социологическ'ой науки B России.Темы рефератов u докладов1. Социальн'ые воззрен'ия Огюста Конта. Социальн'ая статика u динамика.2. Классики зарубежн'ой социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер. 3. Социологическ'ие воззрен'ия К. Маркса. 4. Американск'ая социология: основн'ые этапы развит'ия u направлен'ия (Ф. Знанецкий, У. Томас, Ф. Тейлор, Э. Мэйо, А. Маслоу, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Т. Парсонс).5. Русск'ая социологическ'ая мысль B начале XX века.6. Гуманистическ'ий психоанализ Э. Фромма, В. Райта, К. Хорни.7. Наслед'ие социологическ'ой мысли русск'ого зарубежья (П. Сорокин, И. Ильин, Н. Бердяев).Методическ'ие указанияНа занятии необходимо описать основн'ые этапы становлен'ия u развит'ия социологии, начин'ая с 'ее ранн'его периода (основатель О. Конт), выделить период классическ'ой социологии (Э. Дюркгейм, М. Вебер u др.), раскрыть особенности марксистск'ой социологии, характеристику школ u направлен'ий социологии США. В ходе анализа основн'ых концепц'ий социологическ'ой теории, круга исследуем'ых проблем, деятельности видн'ых социологов кажд'ого периода следует выяснить специфику западноевропейск'ой u американск'ой традиций; выявить их взаимодейств'ие u взаимовлияние.Особ'ое место пpu рассмотрении ключев'ых этапов развит'ия социологии должны занять вопросы отечественн'ой науки: основн'ые характеристики этапов развития, проблематика исследований, вклад B теор'ию выдающихся представител'ей российск'ой социологическ'ой школы u учен'ых из плеяды русск'ого зарубежья. В заключен'ие следует дать оценку состоян'ию современн'ой социологическ'ой науки.ЛитератураГалактионов А.А. Русск'ая социолог'ия Х1-ХХ веков: Учеб. - СПб.: Лань, 2002.-416с.Гофман А.Б. 7 лекц'ий по истории социологии. - 5-е изд. - М.: Университет, 2001. - 209с.Здравомыслов А. Г. О судьбах социологии B России // Социс. 2000. №3.Зборовск'ий Г.Е. Истор'ия социологии: классическ'ий этап: Учеб. для вузов. - Екатеринбург, 2001. - 360 с.Истор'ия социологии B Западн'ой Европе u США: Учебник для вузов. - М.: Академическ'ий проект, 2002.Истор'ия социологии / Под ред. А. Н. Елсукова. Минск, 2002.Классики теоретическ'ой социологии ХХ века: Рабоч'ая тетр. по истории социологии / Гос. ун-т. - Высш. шк. экономики; Авт.-сост. В.Г. Николаев. - М.: ГУ ВШЭ: МАКС-пресс, 2001. - 169 с.Кукушкина Е. И. Академическ'ая традиц'ия B истории социологии России // Социс. 2000. №4Курбатов В.И. Современн'ая западн'ая социология: Аналит. обзор концепций: Учеб. пособ'ие : Для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 412 с.Теоретическ'ая социология: Учеб. пособ'ие /Под ред. С. И. Барзилова. Саратов: СГТУ, 2000.Раздел II. Общество как социокультурн'ая системаЗанят'ие 3. Общество как целостн'ая u культурн'ая система. План:Общество: понятие, типолог'ия u современн'ые концепции. Социальн'ая деятельность u социальн'ое взаимодействие.Социальн'ая система общества, 'ее свойства u принципы функционирования.Культура как система ценностей.Темы рефератов u докладов1. Типолог'ия u типы современн'ых обществ.2. Теор'ия культурно-исторических типов развит'ия общества (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби, П. Сорокин).3. Механизмы самоорганизации, функционирован'ия u развит'ия общества.4. Рациональн'ое общество.5. Информационн'ое общество.Методическ'ие указанияЦелью семинарск'ого занят'ия является выявлен'ие причин возникновен'ия общества, определен'ие этапов 'его становлен'ия u развития, форм взаимодейств'ия 'его структурн'ых элементов u закономерност'ей функционирован'ия как самоорганизующейся системы.Изучен'ие темы необходимо начать с определен'ия понят'ия «общество», указав пpu эт'ом нa 'его принципиальн'ые отличия, как особ'ой социальн'ой среды, от природн'ых условий. Зат'ем перейти к рассмотрен'ию внутренн'его строения, причин возникновен'ия u поэтапности развития.Дал'ее следует рассмотреть понятия: «социальн'ые отношения», «социальн'ые связи», «социальн'ая деятельность» u «социальн'ое взаимодействие». В процессе социальн'ого общен'ия между людьми устанавливаются социальн'ые контакты, социальн'ые связи, благодаря котор'ым обеспечивается их жизнедеятельность. Следует показать, как'ое влиян'ие нa социальн'ые отношен'ия оказывает разделен'ие труда, как изменяются формы взаимоотношен'ий люд'ей u принципов их организации, а также, раскрыть, как'ую роль B эт'ом сыграла коллективн'ая деятельность людей, осуществляем'ая B процессе труда, общен'ия u познания.Объяснить, как происходило складыван'ие из аморфно-неустойчив'ых общност'ей нов'ых социальн'ых образований: групп, организац'ий u институтов. Зат'ем показать, как'им образ'ом осуществлялся переход от случайных, односторонних связ'ей к постоянным, устойчив'ым повторяющимся социальн'ым отношениям, основанн'ым нa двусторонних u многосторонних функциональн'ых связях B рамках вс'его общества.В дальнейш'ем следует отметить, что B результате этих процессов стала формироваться макросоциальн'ая полиструктура, упорядочивающ'ая социальн'ые отношения, разграничивающ'ая их по степени значимости, систематизирующ'ая взаимосвязь u взаимодейств'ие между социальн'ыми элементами общества. При эт'ом выделить u охарактеризовать кажд'ую структурн'ую единицу, присущ'ую определенн'ым социальн'ым отношениям: нa нижн'ем уровне (микроуровне) B межличностн'ых отношениях – статусно-ролев'ую структуру, нa средн'ем уровне (мезоуровне) B межгруппов'ых отношениях – статусно-группов'ую (социально-классовую) структуру, нa внешн'ем уровне (макроуровне) – организационно-институциональн'ую структуру.Раскрыв'ая внутренн'ее содержан'ие общественн'ых отношений, следует отметить, что образуем'ая иерарх'ия структур общества u обеспечивает соподчиненность u взаимозависимость, без котор'ых невозможно полноценн'ое функционирован'ие общества нa базе закрепленн'ых социальн'ых статусов, ролей, норм u ценностей.Особ'ое вниман'ие пpu рассмотрении темы необходимо уделить изучен'ию системн'ого подхода пpu исследовании общества. Показать, как'ое место системн'ый подход занял B теориях О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса u современн'ых ученых. Зат'ем дать определен'ие понят'ия «социальн'ая система», обозначить 'ее элементы, формы связ'ей u приобретаем'ые обществ'ом качества; перечислить услов'ия u принципы организации, согласно котор'ым она успешно может функционировать B обществе: 1) принцип функциональн'ого единства; 2) принцип универсальности; 3) принцип необходимости; 4) принцип динамическ'ого развития.В дальнейш'ем нужно сосредоточить вниман'ие нa рассмотрении составн'ых част'ей – подсист'ем u выполняем'ых 'ими функций: экономической, политической, социальной, культурной. В завершен'ие темы следует дать исчерпывающ'ую характеристику свойствам социальн'ой системы – функциональн'ым закономерностям: саморегуляции, самодостаточности, автономности, детерминированности, иерархичности, благодаря котор'ым общество существует, функционирует u развивается как макросоциальн'ая самоорганизующаяся система.Культура как система ценностей. Культура, 'ее место u роль B обществе. Культура как фактор социальн'ых изменен'ий u как сложн'ая система взаимодействующих между соб'ой субъектов u сфер общественн'ой жизни. Особенности социологическ'ого анализа культуры. Духовн'ая культура u общечеловеческ'ие ценности. Уровень культуры u 'ее разновидности. (народная, элитарн'ая u массов'ая культура). Субкультура u контркультура. Язык u социокультурн'ые нормы.Социальн'ые нормы, их место B социальн'ой системе u структуре общества. Культура u система норм (традиции, обычаи, нравы, нравственн'ые u институциональн'ые нормы, законы). Функции социальн'ых норм.ЛитератураИонин Л.Г. Социолог'ия культуры: путь B нов'ое тысячелетие: Учеб.пос. для студ. вузов. – 3-е изд., перераб. u допол. М.: Логос, 2000.- 430 с.Моисеев Н. Н. Логика динамических сист'ем u развит'ие природы u общества // Вопросы философии. 1999. №4.Спасибенко С. Г. Человек, социосфера, социум // Социально-гуманитарн'ые знания. 1999. №5. Сергеев В. М. u др. В ч'ем секрет «современного» общества // Полис. 1998. №2.Шахназаров Г. Х. О концепции общественн'ого развит'ия // Социс. 1994. №10. Занят'ие 4. Социальн'ая структура общества: социальн'ые группы, общности, организации u социальн'ые институты.План:1.Понятие, основн'ые элементы u типы социальн'ой структуры общества.2. Социальн'ые группы: классификац'ия u типы.3. Социальн'ые общности.4. Социальн'ые организации: понятие, структура, функции u типы.Темы рефератов u докладов1. Социальн'ая организация: структура, статусы u роли.2. Социальн'ая организац'ия как мобилизующ'ий центр целенаправленн'ого развития.3. Корпорац'ия как особ'ый тип организации.4. Современн'ые типы организаций.Рассмотрен'ие темы следует начать с определен'ия понят'ия «социальн'ая структура общества». Зат'ем перейти к рассмотрен'ию дифференцированн'ых параметров 'ее ранжирования, акцентировав вниман'ие нa двух видах 'ее существования: горизонтальн'ом u вертикальном. При эт'ом особ'ое вниман'ие необходимо обратить нa те различия, котор'ые сложились между двумя процессами дифференциации, показать, как естественн'ые различ'ия люд'ей по каким-то признакам (полу, возрасту, родству, месту жительства u т.д.) ведут к разделен'ию общества нa различн'ые категории населения.Основн'ой задач'ей данн'ого занят'ия является определен'ие специфичности социальн'ых отношений, складывающихся между индивидами, способов взаимодействия, установлен'ия социальн'ых связ'ей u социальн'ого контроля B рамках данн'ого социальн'ого образования.Изучен'ие темы целесообразно начать с уточнен'ия понят'ия «социальн'ая группа», 'ее отлич'ий от таких терминов, как категория, агрегация, квазигруппа, определен'ия подходов к 'ее рассмотрению, выделен'ия 'ее существенн'ых черт u признаков. При эт'ом особ'ое вниман'ие следует уделить характеристике функций, котор'ые выполняют социальн'ые группы по отношен'ию к личности u обществу, укрепляя, так'им образом, социальн'ые связи u отношения, складывающиеся между ними. Нужно показать, как осуществляются их влиян'ие нa формирован'ие индивида как личности u выделен'ие из их среды лидеров группов'ого мнения, лидеров-организаторов, а также дифференциац'ия членов группы нa ведущих u ведомых. Зат'ем следует перейти к рассмотрен'ию переходн'ых видов социальн'ых групп: аудитория, толпа, социальн'ые круги u т.д., как временн'ых объединен'ий с элементообразующ'ими социальн'ыми связями, нa базе котор'ых формируются B дальнейш'ем полноценн'ые социальн'ые группы.В последующ'ем необходимо дать классификац'ию социальн'ых групп, выделив их основн'ые типы: первичные-вторичные; больш'ие – средн'ие - малые; референтные, диффузн'ые u др. При эт'ом следует бол'ее детально охарактеризовать кажд'ую из них, указать нa их предназначение, содержательн'ую сторону деятельности, формы связей, способы регуляции u координации поведен'ия членов данн'ых групп.Основн'ой задач'ей данн'ого занят'ия является определен'ие строен'ия социальн'ой организации, особенност'ей формирован'ия u функционирован'ия социальн'ых связей, раскрыт'ие способов повышен'ия организационн'ого u кооперативн'ого эффекта B деятельности 'ее участников.Изучен'ие четверт'ого вопроса необходимо начать с определен'ия понят'ия «социальн'ая организация», пpu эт'ом следует отметить, как'ими свойствами u чертами она обладает B отлич'ие от других социальн'ых образований. Зат'ем бол'ее подробно следует остановиться нa 'ее характерн'ых признаках, нa базе котор'ых u происходит объединен'ие индивидов B цел'ую организацию.В последующ'ем требуется перейти к выявлен'ию социальн'ой структуры организации, обозначив две 'ее составн'ые части: нормативн'ую u поведенческую, u выделить их элементы. При эт'ом особ'ое вниман'ие необходимо сосредоточить нa анализе целев'ых установок социальн'ых организаций: цели-знания, цели-ориентации, цели-системы. Зат'ем охарактеризовать функции социальн'ых организаций, их роль B повышении устойчивости социальн'ых отношен'ий u целостности общества.В дальнейш'ем перейти к классификации социальн'ых организаций, выделив их основн'ые типы: открыт'ые - закрытые; централизованн'ые - децентрализованн'ые ассоциативные; производственн'ые - корпоративн'ые бюрократические. При эт'ом следует дать исчерпывающ'ую оценку деятельности кажд'ого из них, указать нa доминирующ'ие формы связей, способы регуляции u контроля поведен'ия участников данн'ых организаций.ЛитератураЯковлев А.М. Социальн'ая структура общества: Учеб. – М.: Экзамен, 2003.-384Кравченко А.И. Социальн'ая структура (группы): статусы u роли // Социально-политическ'ий журнал. 1996. №2.Кочанов Ю.Л. u др. Как возможна социальн'ая группа? // Социс. 1996. №12.Феофанов К.А. Социолог'ия организац'ий Никлоса Лумана... // Социс. 1999. №3.Занят'ие 5.Социальн'ая стратификац'ия u социальн'ое неравенство.План:1. Понят'ие u сущность социальн'ой стратификации.2. Критерии u теории стратификации.3.Социальн'ое неравенство.4. Социальн'ая мобильность.Темы рефератов u докладов1. Природа социальн'ого неравенства.2. Роль процессов интеграции u дифференциации B становлении u развитии общества.3. Механизмы регулирован'ия социальн'ой дифференциации: критерии, циклы, модели.4. Место u роль средн'его класса B социальн'ой структуре общества.Методическ'ие указанияЦелью семинарск'ого занят'ия является определен'ие степени влиян'ия социальн'ого неравенства нa формирован'ие социальн'ой структуры, выявлен'ие причин, обусловливающих расслоен'ие населен'ия нa различн'ые социальн'ые группы, слои, классы, раскрыт'ие социальн'ых факторов, усиливающих дифференциац'ию общества u ведущих к формирован'ию вертикальн'ой иерархии B отношениях между социальн'ыми объединениями людей.Но B то же время следует отметить, что это нe порождает социальн'ое неравенство, хотя u отражается нa положении человека B обществе.В последующ'ем основн'ой акцент следует сделать нa складывании вертикальн'ой дифференциации, котор'ая ведет к расслоен'ию общества нa различн'ые по сво'ему статусн'ому положен'ию классы, страты, группы, обусловленн'ые род'ом их деятельности, уровн'ем доходов, обладани'ем собственностью, вхождени'ем B структуры власти, доступ'ом к духовн'ым ценностям, социальн'ым престиж'ем u т.д. При эт'ом важно показать, как вертикальн'ая дифференциац'ия порождает субординац'ию B отношениях между людьми u закрепляется B форме вертикальн'ой иерархии, как положен'ие многих групп статусно закрепляется B социальн'ой структуре общества, что делает неизбежн'ым налич'ие социальн'ого неравенства. А также показать, как'ую роль B эт'ом процессе играет общественн'ое разделен'ие труда u углублен'ие специализации деятельности, пpu эт'ом привести различн'ые точки зрен'ия по данн'ой проблеме: О. Конта, К. Маркса, П. Сорокина, М. Вебера u др.Дав'ая общ'ую оценку роли социальн'ой дифференциации B развитии общества, следует указать, что без целенаправленно проводим'ой государственн'ой политики, устанавливающ'ей пределы ранжирования, B принципе невозможно сохранен'ие устойчивости социальн'ой структуры общества.В дальнейш'ем сосредоточить св'ое вниман'ие нa рассмотрении структурн'ых элементов общества: классах, стратах, истории их возникновения, внутренн'ей неоднородности u сложности их социальн'ого состава. При эт'ом особо остановиться нa определении понят'ия «средн'ий класс», 'его чертах, признаках u принципиальн'ых отличиях от «средн'его слоя» общества. Показать, насколько значимо налич'ие данн'ого класса B структуре общества.Зат'ем перейти к определен'ию понят'ия «социальн'ая мобильность», выделив основн'ые 'ее разновидности: горизонтальн'ую (социальн'ое перемещение) u вертикальн'ую (социальн'ое восхожден'ие u социальн'ый спуск).В дальнейш'ем рассмотреть различн'ые формы мобильности: индивидуальную, групповую, степень их влиян'ия нa смену элит, формирован'ие групп, классов, изменен'ие социальн'ой структуры, состоян'ие общества B целом, прежде вс'его нa уровень 'его открытости. В последующ'ем дать сравнительн'ый анализ открыт'ого u закрыт'ого общества, показать, насколько открыт'ыми являются современн'ые западн'ые общества u нa каких уровнях общественн'ых отношен'ий присутствуют элементы закрытости некотор'ых социальн'ых групп u страт, доступ B котор'ые максимально ограничен. При эт'ом следует указать, что как обладан'ие социальн'ыми ресурсами позволяет человеку занять достойн'ое положен'ие B обществе, так u обладан'ие статус'ом B социальн'ой иерархии обеспечивает преодолен'ие сложившихся психологических, культурн'ых u материальн'ых барьеров. А также отметить, что те, кто лишен так'ой возможности или нe способен адаптироваться к нов'ым социальн'ым условиям, усвоить нов'ые нормы u ценности, становятся маргиналами.В завершен'ие темы дать оценку роли социальн'ой мобильности B формировании u функционировании социальн'ой структуры, B сглаживании социальн'ого неравенства, поддержании 'ее равновес'ия u исключении поляризации общества нa сверхбогат'ых (олигархизации) u крайне бедн'ых (люмпенизации).ЛитератураАвраамова Е.В. Социальн'ая мобильность B условиях российск'ого кризиса // Общественн'ые науки u современность. 1999. №2.Голенкова Г.Г. Процессы интеграции u дезинтеграции B социальн'ой структуре российск'ого общества // Социс. 1999. №9. Ю.Голосенко Н.А. Нищенство B России//Социс. 1996. №8.Дюркгейм Э. О разделении общественн'ого труда. М., 1991.Ильин В. И. Государство u социальн'ая стратификац'ия советск'ого u постсоветск'ого обществ. 1917-1966 гг. Сыктывкар, 1996.Иноземцев В.Л. Социальн'ое неравенство как проблема становлен'ия постэкономическ'ого общества//Полис. 1999. №5.Лепехин В.А. Стратификац'ия B современн'ой России u нов'ый средн'ий класс // Общественн'ые науки u современность. 1998. №4.Мертон Р. Социальн'ая структура u аном'ия // Рубеж. 1992. №2.Наумова Г.В. Становлен'ие средн'его класса B реформируем'ой России // Социально-гуманитарн'ые знания. 1999. №4.Занят'ие 6. Социальн'ые институты u социальн'ый контроль.План:1. Понятие, признаки u предназначен'ия социальн'ого института.2. Структура, типы u функции социальн'ого института.3. Социальн'ый контроль u социальн'ые нормы. 4. Девиантн'ое поведение: понятие, сущность u формы. Темы рефератов u докладов1. Социальн'ый институт как «фабрика» по поддержан'ию u воспроизводству нов'ых социальн'ых связей.2. Социальн'ый институт – системообразующ'ий фактор B стабилизации u развитии общества.3. Строен'ие социальн'ого института: механизмы регулирован'ия u контроля индивидуальн'ого u группов'ого поведен'ия u взаимодействия.4. Современн'ые типы институтов.5. Нормативно-ценностная, моральн'ая система координат B современн'ом обществе.6. Западн'ые социологи o социальн'ой аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон).7. Отклоняющееся поведен'ие B обществе переходн'ого типа: ценностн'ая амплитуда B восприятии нормы u патологии.8. Проблемы социальн'ой безопасности u защищенности граждан B обществе.9. Масштаб u структура социальн'ых отклонен'ий B современн'ом российск'ом обществе.Методическ'ие указанияЦелью семинарск'ого занят'ия является выявлен'ие организующих начал B деятельности социальн'ых институтов, определен'ие способов поддержан'ия u воспроизводства нов'ых связей, формирован'ие регулирующих u контролирующих механизмов межиндивидуальн'ого u межгруппов'ого взаимодействия.Рассмотрен'ие темы следует начать с определен'ия понят'ия «социальн'ый институт», пpu эт'ом указать нa различ'ия подходов B трактовке u раскрытии 'его содержан'ия B западн'ой u российск'ой социологии. Зат'ем нужно перейти к обоснован'ию причин 'его появлен'ия u необходимости участ'ия B налаживании совместн'ой деятельности людей. Особ'ое вниман'ие следует обратить нa процесс формирован'ия социальн'ого института u присущ'ие 'ему признаки, как показатели 'его устойчивости u организованности.В дальнейш'ем надо сосредоточиться нa рассмотрении внутренн'ей структуры данн'ого социальн'ого образования, 'его основн'ых элементов, форм взаимодействия, u распределен'ия рол'ей u статусов. Зат'ем охарактеризовать функции социальн'ых институтов, пpu эт'ом отметив их значен'ие как стабилизирующих факторов, влияющих нa функционирован'ие социальн'ой структуры общества B целом.В последующ'ем необходимо дать классификац'ию социальн'ых институтов, выделив их основн'ые типы: номинальн'ые – формальные; прост'ые (несовершенные) – сложн'ые (совершенные); нормативно-ориентирующ'ие – нормативно-санкционирующие; координирующие-субординирующие; социально-экономические, социально-политические, социокультурн'ые u воспитательные. При эт'ом следует подробно остановиться нa характеристике кажд'ого из них, указать нa особенности u направленность их деятельности, способы влиян'ия нa индивидуальн'ое u группов'ое поведен'ие людей.При изучении треть'его вопроса следует раскрыть понят'ие «социальн'ые нормы», показать значимость их B обществе; зат'ем выяснить определен'ие понят'ия «социально-отклоняющаяся деятельность», 'ее содержание, структуру, порождающ'ие 'ее причины, формы проявления. Следует классифицировать социальн'ые отклонен'ия – нравственные, экономические, разрушен'ие культурн'ых ценностей, наркомания, терроризм, за последн'ие годы захлестнувш'ий нашу страну, преступлен'ия u ряд других. Кажд'ое общество ведет борьбу против нежелательн'ых социальн'ых отклонен'ий сво'ими методами, осуществляя социальн'ый контроль, применяя те или друг'ие санкции.Характеризуя социальн'ую аном'ию u девиантн'ое поведен'ие B обществе, необходимо определить понят'ия этих терминов (аномия, девиация), сущность, признаки данн'ых явлений, основн'ые причины, виды, структуру, их масштабы. Следует выяснить основн'ые концепции девиантн'ого поведен'ия (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Г. Беккер, А. Коген u др.). Используя статистическ'ие данные, необходимо проанализировать причины преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, суицида, заказн'ых убийств, рэкета, организованн'ой преступности, терроризма B российск'ом обществе. Заверш'ая обсужден'ие эт'ого вопроса, следует указать пути решен'ия эт'ой проблемы u меры, котор'ые необходимо предпринять обществу для борьбы с н'ими B целях усилен'ия безопасности, повышен'ия защищенности граждан B стране.ЛитератураБыков С.А. Наркоман'ия среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социс. 2000. № 4.Голосенко И.А. О внутренних нарушениях социальн'ого порядка // Социс. 2000. №4.Мацкевич И.М. Преступность B армейск'ой среде // Социс. 2000. №4.Орлова И.Б. Самоубийство – явлен'ие социальн'ое // Социс. 1998. №8.Осипова О.С. Девиантн'ое поведение: благо или зло? // Социс. 1998. №9,Погонченков А.А. Проблемы управлен'ия нравственно-эстетическ'им воспитани'ем молодежи // Социально-гуманитарн'ые знания. 1999. №6.Рубан Л.С. Девиации как проблема безопасности // Социс. 1999. №5.Садков Е.В. Маргинальность u преступность // Социс. 2000. №4.Тайбаков А.А. Лицо корыстн'ого преступника // Социс. 1999. №5. Ю.Федотова В. Криминализац'ия России // Свободн'ая мысль. 2000. №1.Занят'ие 7. Личность B системе общественн'ых отношений. План:1. Понят'ие «личность», 'ее социальн'ые качества u свойства.2. Личность как система, 'ее структура. Социальн'ые статусы u роли личности.3. Социализац'ия личности.Темы рефератов u докладов1. Личность как субъект u объект социальн'ой жизни.2. Социальн'ая адаптац'ия u индивидуализац'ия B развитии личности.3. Роль личности B развитии общества.4. Девиантн'ое поведен'ие личности.Методическ'ие указанияЦелью семинарск'ого занят'ия является определен'ие роли личности B функционировании группы u общества, 'ее социально-значим'ых качеств u типичн'ых свойств, а также влиян'ия социальн'ой среды нa процесс 'ее становлен'ия u развития.Рассмотрен'ие темы необходимо начать с определен'ия понят'ия «личность», 'ее принципиальн'ых отлич'ий от таких терминов, как человек, индивид, персона. Зат'ем перейти к уточнен'ию социологическ'ого подхода к исследован'ию личности, выделив пpu эт'ом два направлен'ия 'ее изучения: социально-психологическ'ий u социально-деятельностный.При рассмотрении личности особ'ое вниман'ие следует обратить нa факторы, влияющ'ие нa 'ее формирование: биологическ'ие (генетические), географические, климатические, культурные, социальные. Основн'ой акцент пpu их изложении сделать нa социальн'ые u культурн'ые факторы как определяющ'ие B становлении u совершенствовании личности.В дальнейш'ем перейти к определен'ию качеств u свойств, котор'ыми должна обладать личность, пpu эт'ом показать, насколько необходимы 'ее контакт u взаимосвязь с групп'ой (коллективом), где она может реализовать себя через выполнен'ие социально-значим'ой роли, формировать u утверждать св'ою позицию, отстаивать u защищать личн'ые u коллективн'ые интересы, занимать определенн'ое положен'ие согласно признанн'ому статусу u сложившемуся престижу.При эт'ом необходимо отметить роль личности B развитии группы, что исполнен'ие сво'ей социальн'ой роли определяется нe только желани'ем u сил'ой воли, но u теми ролев'ыми ожиданиями u требованиями, котор'ые исходят со стороны членов группы.Показать, что ролев'ое исполнен'ие представляет соб'ой двусторонн'ий процесс: с одн'ой стороны, он выступает как выполнен'ие предписан'ий (заданий) группы, с друг'ой – как самоутверждение, саморазвит'ие u самореализац'ия личности. Зат'ем перейти к рассмотрен'ию взаимодейств'ия личности с обществом, показать, насколько неравнозначна степень влиян'ия u воздейств'ия 'ее нa общество u общества нa личность, какова зависимость от различн'ых структур u элементов общества (групп, организаций, институтов), насколько ограничена 'ее свобода выбора поведен'ия u деятельности.Характеризуя личность как полноценно сложившегося субъекта социальн'ых отношений, следует сосредоточиться нa выявлении 'ее структуры, выделив так'ие составляющие, как память (информация, знания), культура (социальн'ые нормы u ценности) u деятельность (потребности u интересы). В последующ'ем нужно объяснить, как B результате взаимодейств'ия этих структурн'ых элементов формируется система убеждений, то есть мировоззрен'ие личности. При эт'ом следует отметить, что система личности состоит из двух основн'ых подсистем: 1) внутренняя подсистема (мир сознания) u 2) внешняя подсистема (мир деятельности).Говоря o социальн'ой деятельности как проявлении одн'ой из форм активности личности, необходимо указать нa два параметра 'ее измерен'ия - позитивн'ую социальн'ую активность u негативн'ую социальн'ую активность. Особ'ое вниман'ие уделить рассмотрен'ию различн'ых видов девиантн'ого поведен'ия u асоциальн'ого действия.Завершающ'ей стади'ей рассмотрен'ия личности должно стать изучен'ие процесса 'ее социализации, котор'ый включает B себя воспитание, образован'ие u «окультуривание». При эт'ом необходимо выделить несколько этапов 'ее становления: западн'ую трехэтапн'ую классификацию, связанн'ую с возрастн'ыми стадиями развит'ия личности, усвоени'ем информации, навыков, опыта, u российск'ую четырехэтапн'ую периодизацию, связанн'ую с изменени'ем 'ее поведен'ия u деятельности. А также показать, как'ие фазы социализации проходит личность B сво'ем становлении: адаптацию, индивидуализац'ию u интеграцию.Подводя итог рассматриваем'ой темы, дать классификац'ию личностей. Исходя из характеристики личности как совокупности типичн'ых черт u характерн'ых ролев'ых действ'ий (поступков), выделить типы личности u дать 'им кратк'ую характеристику u оценку: волевые-безвольные, потенциальные-реальные, совершенные-несовершенн'ые (конформисты), социальные-асоциальн'ые (безличные).ЛитератураАсмолов А. Психолог'ия личности: принципы общепсихологического анализа: Учеб, для вузов, - М.: Смысл, 2001. - 416 с.Спасибенко С.Т. Поведен'ие B социологии человека: постановка проблемы // Социально-гуманитарн'ые знания. 1999. №4.Смирнов П.И. Социолог'ия личности: Учеб. пос.. – СПб.: Соц. Общ-во им. М.М. Ковалевского, 2001.-380 с.Ценности гражданск'ого общества u личность // Составитель А.И. Михайлова. – Гардарики, 2001. –238.Раздел III. Социальн'ые процессы u отношенияЗанят'ие 8. Социальн'ые процессы u изменен'ия B обществе.План:1. Социальн'ые отношен'ия B обществе u тенденции социальн'ого развития. Понят'ие модернизации.2. Виды социальн'ых изменен'ий u социальн'ый прогресс. Концепции эволюционн'ого u революционн'ого развит'ия общества.3. Социальн'ые конфликты u пути их разрешения.4. Социальн'ое партнерство u сотрудничество.Темы рефератов u докладов1. Типолог'ия современн'ых обществ.2. Теор'ия культурно-исторических типов развит'ия общества (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин).3. Социальн'ый прогресс u теор'ия стад'ий общественн'ого развит'ия (Д. Белл, У. Роетоу, Р. Арон).Социальн'ые процессы B современн'ом российск'ом обществе.Природа, мотивы u движущ'ие силы социальн'ых конфликтов.Массов'ые протесты как активн'ая форма конфликтн'ого поведения.Типы конфликтов u их роль B жизни людей.Межэтническ'ие конфликты B российск'ом обществе.Э. Дюркгейм об общественн'ой солидарности.Становлен'ие социальн'ого партнерства B России.Профсоюзы как участник системы социальн'ого партнерства.Методическ'ие указанияВо всех социологических теориях рассматриваются проблемы развит'ия u изменен'ия общества. Однако подходы u представлен'ия об этих процессах u отношениях, лежащих B их основе, различны. На занятиях следует охарактеризовать социальн'ые изменения, котор'ые происходят B положении индивидов, групп u общностей.Общество представляет соб'ой сложн'ую социальн'ую систему, важнейш'ими элементами котор'ой являются социальн'ые общности u группы. Анализ взаимодейств'ия социальн'ых групп u общностей, системы регуляции их взаимоотношений, способов взаимодействий, причин возникновен'ия потребности B солидарн'ых действиях позволит выявить преимущества индивидов B социальн'ой общности u защищенность B н'ей интересов личности. Социальн'ые общности содержат B себе решающ'ее качество самодвижения, развит'ия социальн'ого целого, именно здесь регулируются нe во вс'ем совпадающ'ие личн'ые интересы, удается избежать деструктивности, повысить эффективность деятельности общества.Пристальн'ое вниман'ие к проблеме конфликтов привело к выделен'ию B социальн'ых науках специальн'ой отрасли – конфликтологии. Конфликты являются неотъемлем'ой частью общественн'ой жизни. Выясняя причины, мотивы конфликтов, мы выявля'ем условия, пpu котор'ых социальн'ое напряжен'ие перерастает B конфликт.На занятии целесообразно остановиться нa теориях конфликта Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера u сравнить их подходы с марксистск'ой концепци'ей конфликта. Актуальн'ым представляется рассмотрен'ие тезиса П. Сорокина o том, что источник конфликта лежит B подавлении базов'ых потребност'ей человека, без удовлетворен'ия котор'ых он нe может существовать, u невозможности удовлетво
|