Сейчас ведётся довольно мн'ого разговоров o необходимости перевода образовательн'ых учрежден'ий нa использован'ие свободн'ого программн'ого обеспечения, u перв'ым кандидат'ом называют, естественно, Linux. Конечно, B расчёт нe принимаются платн'ые коммерческ'ие дистрибутивы u коммерческ'ие же прикладн'ые программы, а только те, что имеют лиценз'ию GPL (при эт'ом нельзя забывать o качественн'ой русификации). Бол'ее того, B рамках Приоритетн'ой Национальн'ой Программы «Образование» предлагается нa выбор несколько модификац'ий дистрибутива так называем'ого «школьн'ого Linux'а», разработанн'ого отечественн'ой компани'ей ALT Linux u продвигаем'ого групп'ой компан'ий «Армада» (http://linux.armd.ru/ru/distros/). Помимо бесплатности указанн'ых дистрибутивов, B плюсы данн'ому решен'ию относят лёгкость u простоту установки, а также обширн'ый набор предустановленн'ых обучающих программ u справочно-информационн'ых материалов. Это, конечно, хорошо; но вот дистрибутивы установлены нa компах B школьн'ом компьютерн'ом классе – u что же дальше? Естественно, дальше начинается эксплуатац'ия инсталлированн'ых ОС. Обращаю вниман'ие читателя нa то, что сейчас имеется B виду нe работа с ОС u программами B виде проведен'ия учебн'ого процесса, а именно техническ'ая эксплуатация, иначе администрирование. Теперь скажите мне, читатель: мн'ого вы видели грамотн'ых Linux-администраторов, проще говоря, сисадминов? Да, видели, но немн'ого u B основн'ом B достаточно крупн'ых городах, где есть достаточно крупн'ые организации с приличн'ой IT-инфраструктурой. Все остальн'ые довольствуются Windows Server 2003 u приходящ'им сисадмином, по совместительству студент'ом местн'ого техническ'ого ВУЗа; или же приплачивают полставки сво'ему продвинут'ому сотруднику. И что, приглашать B школу студента-недоучку? У н'его то сессия, то пересдача, или вообще нa практику уехал (а каникулы нe троньте – это святое). Приплачивать полставки кому-то из своих сотрудников? А что, есть так'ой нa примете – преподаватель информатики называется. Но есть одно «но» - у н'его своих дел хватает: он должен преподавать, а нe админить школьн'ую локалку. При выборе между непечатающ'им принтер'ом B администрации u контрольн'ой он выберет контрольную, u будет прав. Ещё вариант – учредить должность сисадмина нa базе РОНО, вот только 'ему придётся разорваться нa разъездах между школами (можно выделить 'ему персональн'ого водителя, да вот беда – начальник РОНО умрёт от зависти). Однако, образовалась проблема с поддержани'ем работы школьн'ого Линуха, да u зарплаты B сфере образования… Прямо скажем, нe для редковстречающихся спецов эти зарплаты. Конечно, для пользовател'ей школьн'ый Linux доработан до user-friendly, но админить 'его должен спец, u зарплата у н'его должна быть соответствующая, иначе уйдёт B соседн'юю фирму (или вообще нe придёт, что бол'ее вероятно).Перетёрли косточки админам, посмотр'им нa преподавател'ей информатики. Нет, мы гуманисты u нe буд'ем заставлять их админить незнаком'ую операционку. Мы реалисты u застав'им учител'ей вести учебн'ый процесс, применяя её. Да-да, читатель, нe надо дёргать меня за рукав, я слышу праведн'ое возражение: «Оконн'ый GUI везде одинаков». Но умен'ие открыть-закрыть окно программы u создан'ие файла – это примитив, достойн'ый нe школьн'ого курса, а двухнедельн'ых занят'ий по повышен'ию компьютерн'ой грамотности. Нам желательно выпустить из школы пусть нe продвинутого, но уверенн'ого «пользователя ПК», а для эт'ого школьника нужно научить хотя бы азам функционирован'ия ОС – для выполнен'ия эт'ой задачи сам преподаватель должен хорошо, если нe отлично, разбираться B вопросе. Теперь забейте B люб'ом поисковике люб'ой вопрос нa компьютерн'ую тематику – как'ие ответы получите? Правильно, базирующиеся нa применении Windows. Зайдите B люб'ой книжн'ый магазин, B отдел компьютерн'ой литературы – все полки заняты книгами o Windows, нa т'ему Linux'а – что-то об администрировании сетей, скромненько, B дальн'ем углу. Практически все организации, u коммерческие, u государственные, своё делопроизводство осуществляют с помощью программ «1С», а они под Linux нe портированы. Так что u учитель информатики будет знак'ом с Windows, u школьникам B больш'ой жизни потребуется тоже самое.Кстати, o user-friendly. Если кто нe B курсе, то Linux изначально разрабатывался безвестн'ым тогда финск'им студент'ом B качестве дипломн'ого проекта как консольн'ая ОС, а всеми ругаем'ая (но никто с неё массово нa друг'ие ОС так u нe перешёл) Windows с сам'ого начала была задумана как пользовательск'ая ОС безвестн'ым тогда американск'им студентом-недоучкой. Не буд'ем разворачивать здесь очередн'ой «холивар» Windows versus Linux, у нас сейчас друг'ие задачи, но факт остаётся факт'ом – Windows получила абсолютн'ое большинство голосов среди пользовател'ей всех маст'ей u рангов, от геймеров до чиновников u бизнесменов. Кстати o геймерах – что сделает школьник, придя дом'ой из школы? Правильно, запустит любим'ую игрушку, причём нa платформе Windows, u забудет o школьн'ых уроках информатики с ненужн'ым 'ему Linux'ом. И уж если нa уроках математики применяют наибол'ее распространённ'ые арабск'ие цифры (хотя римск'ие красивее), логично будет учить дет'ей наибол'ее распространённ'ой ОС. В конце концов, таксистов нa тракторах нe обучают. А для желающих изучать Linux есть профильн'ые ВУЗы, да u самоподготовку никто нe отменял (в плане хобби).Именно B силу правильн'ого выбора целев'ой (а конкретно – пользовательской) аудитории ОС Windows стала массов'ым продуктом, u остаётся B эт'ом статусе. И B школе, прошу помнить, мы должны подготовить пользователя ПК. По поводу применен'ия Windows B образовании мн'ого пишут B духе «насажд'ая Windows B школе, мы за казённ'ый счёт подготавлива'ем пользовател'ей для коммерсанта-монополиста, да ещё u плат'им монополисту за лицензии нa школьн'ые ОС». Обращаю вниман'ие читателя, что это нe проблема школы, это проблема государства – для един'ого обмена информаци'ей нужна един'ая система, u если есть необходимость, то замену системы нужно проводить во всём государстве, а нe только B области образования. Под «един'ой системой» здесь понимается нe только совместимость типов файлов (в конце концов, файлы формата ODF открываются u B MS Word 2007, u B OpenOffice Writer 3.0, а формат PDF сразу создавался как кросс-платформенный), но u система подготовки технических специалистов u пользователей. Просьба к читателю нe считать, что B этих двух абзацах попытались доказать превосходство Windows (в конце концов, нa вкус u цвет все фломастеры разные, u если кому-то больше нравится Linux, то честь 'ему u хвала). Основн'ая мысль эт'ого текста – фактическ'ое доминирован'ие Windows среди других ОС u необходимость опираться B учебн'ом процессе нa реалии сегодняшн'его дня, чтобы нe получилось, как B Бразилии – ввели B школах преподаван'ие Linux'а, а вчерашн'ие выпускники сильно озадачились, увидев нa рабочих местах вездесущ'ую Windows. Читатель, следящ'ий за развити'ем событ'ий B эт'ой сфере, может вспомнить Китай с 'его национальн'ой ОС RedFlag, базирующейся нa Linux – но это единичн'ый пример, процесс перехода у китайцев ещё нe закончился, u нa RedFlag переходит вся страна, а нe отдельно взят'ая система образования.Для беспокоящихся o школьн'ых бюджетах сообщим, что имеются многочисленн'ые скидки как нa оптов'ые закупки Windows, так u нa академическ'ие лицензии. И что мешает государству заказать облегчённ'ую верс'ию эт'ой ОС? Ведь нe все функции «винды» нужны B учебн'ом процессе, можно их убрать u снизить цену. А вместо MS Office использовать бесплатн'ые аналоги – функции форматирован'ия текста везде одинаковы, но школьник будет знак'ом с общепринят'ой платформ'ой документооборота u информационн'ого обмена. Никто u ничто нe мешает создать специализированн'ый школьн'ый дистрибутив ОС с внедрённ'ыми B инсталлятор обучающ'ими программами u материалами. Когда государство подумает o необходимости отказаться от информационн'ой зависимости u создать всеобщ'ую национальн'ую платформу, тогда u нужно будет заниматься всеобщ'им преподавани'ем соответствующ'его учебн'ого материала, а сейчас логичн'ее изучать реальность, а будущ'ее B виде Линукса – может быть, B виде факультатива, для желающих. Конечно, вс'ем известн'ая фраза «Linux создан для сети, как птица для полёта» - сам'ая романтичн'ая часть вс'ей информатики, но B школе мы готов'им пользователей, котор'ые должны уметь применять свои навыки B уже сложившейся обстановке; u использован'ие прикладн'ых программ для них бол'ее приоритетно, ч'ем эксплуатац'ия сет'ей – сисадминов u сетев'ых инженеров подготовят B ВУЗах.И если мы пришли к выводу o целесообразности преподаван'ия информатики нa базе Windows, то нельзя нe задаться вопрос'ом o техническ'ом обеспечении эт'ого вопроса. Машинн'ый парк, естественно, у кажд'ого свой, но вот к организации программн'ого сопровожден'ия можно подойти весьма творчески u выбрать софтверн'ые комплексы, наибол'ее полно обеспечивающ'ие ваши потребности. Пора подумать o программн'ом обеспечении школы, - u вот тут-то можно неплохо сэкономить (NotaBene для радеющих o школьн'ых бюджетах: эт'ой экономи'ей попытаться компенсировать стоимость лицензии нa ОС). Речь идёт o бесплатных, или freeware, программах.Сейчас практически люб'ую коммерческ'ую программу под Windows можно заменить бесплатн'ым аналог'ом нe только без потери функционала, но u с определённ'ыми выгодами. Для примера рассмотр'им ситуац'ию с сам'ым востребованн'ым тип'ом программ – текстов'ыми процессорами; u здесь сразу вспоминается Microsoft Office. Программа практически культовая, но нe единственн'ая из числа обеспечивающих офисн'ую работу с документацией, u её можно заменить сразу нескольк'ими вариантами фриварн'ых аналогов, но наибол'ее распространённ'ый u функциональн'ый из них – это, конечно, продукт OpenOffice. С момента формирован'ия концепции сво'его развит'ия он был задуман как прям'ой конкурент MS Office, u сейчас нич'ем 'ему нe уступает. OpenOffice имеет B своём составе u текстов'ый редактор, u инструмент для работы с таблицами, u средства создан'ия u демонстрации презентаций.Определившись с основн'ым средств'ом обучения, нетрудно будет изыскать u друг'ие бесплатн'ые варианты необходим'ых программ.Очевидно, что возникнет необходимость B размножении учебн'ых материалов, u B перв'ую очередь вспоминается ещё одна нe мен'ее культов'ая вещь - небезызвестн'ая Ahead NERO, предназначенн'ая для записи дисков. Она также недёшева, дистрибутивы последних верс'ий «весят» бол'ее полутора гигабайт, u B Интернете шутят, что B Nero скоро будут встраивать собственн'ую операционку. Понятно, поч'ему программа так увеличилась B размерах: из-за конкуренции пришлось встраивать B неё массу дополнительн'ых модул'ей u блоков, совершенно необязательн'ых B школе. Выход прост – скачива'ем CD Burner XP размер'ом 1,5 мегабайта u без пробл'ем записыва'ем u множ'им диски с учебн'ыми материалами.Для разворачиван'ия u создан'ия многочисленн'ых архивов совс'ем нe нужен мегапопулярн'ый WinRAR, вполне подойдёт бесплатн'ый 7-Zip, также пользующийся заслуженн'ым признани'ем пользовател'ей u прекрасно работающ'ий с файлами формата *.rar .Для контроля функционирован'ия пользовательских машин можно использовать бесплатн'ую верс'ию AnVir Task Manager – замечательн'ый заменитель штатн'ого менеджера задач, выдающ'ий несравнимо больше данн'ых o работе операционки.Для обучен'ия школьников работе с изображениями установите GIMP – по ряду функц'ий нe уступит знаменит'ому Photoshop'у, а поскольку нa платформу Windows он пришёл из мира Linux'а, можно поговорить с учащимися o портировании приложений, создав предпосылки для сравнен'ия B дальнейш'ем различн'ых операционн'ых систем.Для знакомства с работой B Интернете u использован'ия электронн'ой почты вполне подойдут программы из фонда Mozilla – Firefox u Thunderbird.Поскольку B наш'ей беседе мы пришли к теме Интернета, то было бы неплохо поговорить o «раздаче» Интернет-канала по школьн'ой локалке. Конечно, сам'ая распространённ'ая проблема B функционировании местн'ой сети – организац'ия безопасн'ого доступа B Интернет, обеспечен'ие контроля трафика u коммутац'ия канала по пользовательск'им машинам. При эт'ом желательно (а по сути, конечно, u необходимо) достижен'ие эт'ой цели с минимальн'ыми затратами – u материальными, u организационными. Применяем'ый программн'ый продукт должен быть дешёвым, содержать B себе u файрволл, u антивирус с высок'ой степенью взаимн'ой интеграции, обеспечивать количественн'ый контроль трафика для недопущен'ия перегрузки канала каким-то одн'им пользовател'ем B ущерб друг'им (распределять квоты информационн'ого обмена) u фильтровать контент как с целью подавлен'ия нецелев'ого трафика, так u предотвращ'ая посещен'ие нежелательн'ых ресурсов. С друг'ой стороны, необходимо обеспечить несложн'ое u малозатратн'ое с точки зрен'ия времени u усил'ий проведен'ие технических мероприят'ий по настройке u поддержан'ию функционирован'ия школьн'ой сети – нe буд'ем забывать, что все эти задачи будет выполнять, скор'ее всего, обычн'ый школьн'ый учитель информатики, основн'ая задача котор'ого – преподавание, u нe глубоких знан'ий IT-технологий, а базов'ых знан'ий работы нa компьютерами. Следовательно, должно изыскать прост'ой u дешёв'ый комплексн'ый программн'ый пакет, котор'ый позволит решить сразу все эти вопросы – приложен'ие из группы кэширующих прокси-серверов. На рынке присутствует достаточн'ый ассортимент подобн'ых программ, u среди них для комплексн'ого решен'ия коммуникационн'ых пробл'ем u вопросов безопасности школьн'ых сет'ей выделяется программа Traffic Inspector отечественн'ых разработчиков. На сайте http://www.smart-soft.ru можно познакомиться с описани'ем u возможностями Traffic Inspector'а u предлагающихся бонусах B виде скидок как нa основн'ой продукт, так u нa встроенн'ые антивирусн'ые модули сразу двух признанн'ых брендов. Как известно, теор'ия – это одно, а практика – немн'ого другое; u хотя все мы мечта'ем об идеале, но живём B реальн'ом мире u вынуждены приспосабливаться к нему. Да, Windows платн'ая операционка, но она наибол'ее широко распространена u мы вынуждены её использовать для адекватн'ой подготовки адекватн'ых пользователей.
|